«Нечего полы топтать»
Моральные страдания владелицы квартиры остались недоказанными
Уже пять лет длится баталия между индивидуальным предпринимателем Ангарска, занимавшимся установкой окон и алюминиевых конструкций на балконах, и одним из его клиентов. Причём полем битвы всё это время является зал заседаний Ангарского городского суда.
Началось всё с того, что заказчице не понравилось качество работы по монтажу балконных блоков. Хозяйка квартиры в одном из домов шестого микрорайона, заплатившая более 64 тысяч рублей, не стала даже дожидаться окончания работ и потребовала расторгнуть договор и вернуть ей деньги. Напрасно исполнители обещали всё переделать, устранить замечания – уговорить разгневанную клиентку им так и не удалось. Городской суд в ноябре 2010 года удовлетворил её иск о расторжении договора после проведения строительно-технической экспертизы. Специалисты подтвердили, что качество системы окон на балконе истицы действительно не соответствует стандартам: имеются зазоры между блоками и подоконной доской, профилированные металлические листы плохо закреплены. Суд встал на сторону потребителя, взыскав с предпринимателя вдвое больше уплаченной по договору суммы с учётом неустойки, компенсации морального вреда и судебных расходов. Клиентка получила по исполнительному листу всё до копеечки, выгадав в этом споре 60 тысяч рублей, в хозяйстве совсем не лишние.
Победа так воодушевила женщину, что она перенесла в суд все проблемы во взаимоотношениях с исполнителем заказа. Предприниматель никак не мог добиться, чтобы ему вернули хотя бы материалы: хозяйка квартиры и сама не демонтировала систему окон, и его на свой балкон не впустила. Нечего, мол, полы топтать. Вместо этого она опять обратилась в Ангарский городской суд. На этот раз потребовала «разобрать конструкцию и убрать её с балкона без проноса через квартиру». Пожилая женщина заявила, что в обшивке балкона образовалась пустота, где поселились птицы. И вообще вся эта история доставляет ей моральные страдания, которые она оценивает в 50 тысяч рублей.
Представитель ответчика, к тому времени уже прекратившего деятельность в качестве индивидуального предпринимателя, исковые требования не признал. Во-первых, по закону о защите прав потребителей клиент обязать вернуть вещь при отказе от договора. Во-вторых, убрать тяжёлую конструкцию с балкона «без проноса через квартиру» просто невозможно – скинув её со второго этажа, можно и голову прохожему проломить.
На сей раз Фемида признала, что в этом споре частично правы обе стороны, и удовлетворила исковые требования лишь наполовину. Суд решил, что теперь нарушены права истца уже не как потребителя услуг, а как собственника квартиры. Бывшего предпринимателя обязали в течение месяца после вступления в силу решения суда за свой счёт и своими силами демонтировать конструкцию, чтобы хозяйка могла более функционально использовать свой балкон. Однако удовлетворить требование убрать тяжёлые стеклянные блоки, минуя квартиру истицы, суд отказался. Женщина не представила никаких доказательств, что, перетаскивая части конструкции, работники могут повредить отделку её комнаты, это всего лишь её предположение. Моральные страдания владелицы квартиры с балконом суд тоже счёл недоказанными.