Татьяна Пугачёва: «Утром бегу на станцию как домой»
«Нам выдали спецодежду и лопаты. Так вручную мы грузили топливо на конвейерную ленту», – воспоминания отнюдь не вяжутся с женским образом. Даже если принять во внимание те «характеристики» о представительницах слабого пола, которые породил русский народно- бытовой фольклор. Однако героиня «СЭ» Татьяна Пугачёва, с которой мы повстречались накануне 8 Марта, при всей своей женственности профессиональные даты отмечает как минимум в два раза чаще, чем Международный женский день. И дело здесь исключительно в объективных причинах: она 37 лет работает в теплоэнергетике, где каждое начало и тем более конец зимы – это событие куда более долгожданное.
Декабрь совсем уже далёкого 1982 года, наверное, мало кому запомнился из шелеховчан так, как вспоминают его до сих пор некоторые старожилы Иркутской ТЭЦ-5 (сегодня существует как Шелеховский участок, входящий в состав Ново-Иркутской ТЭЦ). Одна из них – собеседница «СЭ» Татьяна Пугачёва, без малого 40 лет проработавшая в теплоэнергетике, начавшая когда-то с секретаря-машинистки, а сегодня инженер по охране окружающей среды.
В самый разгар сибирских морозов 1982-го на теплостанции случился инцидент – остановилась топливоподача, вспоминает она. Нештатная ситуация заставила объединить общие усилия, чтобы не разморозить город с населением около 40 тысяч человек. Подачу угля пришлось обеспечивать вручную. На «линию огня» вышли все без исключения сотрудники ТЭЦ-5, на помощь им были командированы солдаты – все работали посменно. Температура в квартирах держалась на отметке 14 градусов, но это уже был предел.
«Даже руководство «Иркутскэнерго» дежурило у нас, ночевали на ТЭЦ на раскладушках», – рассказывает Татьяна Пугачёва. Вздохнуть спокойно теплоэнергетики смогли только спустя четыре долгих и утомительных дня. Но говорить о подобных трудностях, «казусах» и неурядицах на предприятии Татьяна Пугачёва не любит. Да и не умеет – жаловаться не в правилах хрупкой женщины с печальными голубыми глазами и скромной улыбкой.
Родилась героиня «СЭ» в Назарово – маленьком городке, известном среди подкованной аудитории своей ГРЭС, а среди людей, к энергетике никакого отношения не имеющих, своей отменной сгущёнкой. Но тогда и сама Татьяна, скорее всего, объектами энергетики интересовалась меньше, чем популярным советским лакомством. Вместе с семьёй – родителями и ещё четырьмя младшими братьями и сёстрами – она переехала в Новонукутск, где отцу дали работу на гипсовом руднике. После школы старшая дочь из семьи Пугачёвых уехала учиться в Иркутск на геолога – на специальность, опять же далёкую от энергетики.
– Потом вышла замуж и уехала с мужем в Шелехов. Так и осела в этих краях, – рассказывает собеседница «СЭ».
Свой трудовой путь в теплоэнергетике начала по воле случая – знакомые рассказали, что на станцию требуется секретарь-машинист.
– Когда я пришла на ТЭЦ, предприятию было уже 18 лет, – вспоминает собеседница.
Отличный коллектив, хорошие начальники, радушный приём, новое, необычное место работы – всё это располагало к тому, чтобы связать свои дальнейшие жизненные планы именно с этим объектом. Пришлось обучиться в профильном техникуме. И с этого-то решения и начался длинный трудовой путь в отрасли.
– Утром бегу на станцию как домой. В отпуске только на две недели меня хватает. Потом начинаю страдать по работе, – делится Татьяна Пугачёва.
С должности машинистки Татьяна перешла на новую – техника-конструктора, а затем инженера в производственно-технический отдел. Вместе с личными переменами в карьере происходили перемены и на самой станции – предприятие росло и развивалось: с пяти котлов оно перешло на 6-й и 7-й, вспоминает героиня «СЭ».
– А в 1990 году, помню, первый компьютер появился у нас – один на весь производственно-технический отдел, где было четыре специалиста. За компьютером работали по очереди, каждому приходилось ждать друг друга. Осваивали его методом «тыка», – говорит Татьяна.
Сегодня уже время стремительных перемен на ТЭЦ закончилось, а в жизни Татьяны Пугачёвой заняли своё место не только дети, но и выросшие внуки. Однако себе она не изменяет и в отпуск по-прежнему уходит не более чем на пару недель…
И, казалось бы, промышленная площадка, трубы и теплотрассы по всему её периметру, бетонированные дороги и старые здания, посеревшие от налёта золы, угольные отвалы – зона для сталкеров, картинка, которую воображение отказывается дополнять образом улыбающейся женщины в туфельках на каблуках. В современном общественном сознании за женщинами сегодня прочно закрепилось место в городском офисе с большими окнами, кондиционером и хорошим видом из окна. Но героиня «СЭ» новым веяниям стереотипного мышления не поддаётся: свою работу она считает одной из самых женственных на станции:
– Ведь на ТЭЦ-5 женщины работают и на топливоподаче, и в качестве машинистов котлов.
И правда, если обыватель вдруг проникнется романтикой и променяет на неё привычные устойчивые взгляды, то он поймёт, что женщина на ТЭЦ не просто рядовой сотрудник, который занимается охраной окружающей среды, но и много больше – человек, которому подвластны три из четырёх стихий: земля, вода и воздух.
– Видите, сколько у меня в кабинете бумаг. – Татьяна Пугачёва показывает на вытянувшийся ряд металлических шкафчиков для хранения архивного материала. – В общем, работы хватает. Фтор, сульфаты, железо, марганец, алюминий. Мы каждый месяц проводим контроль сбросов и выбросов.
Несмотря на солидный возраст станции – в этом году предприятию исполняется 55 лет, – внедрение передовых технологий здесь не редкость. Сейчас инженер по охране окружающей среды в ожидании тёплой погоды и солнечных дней. И отнюдь не из-за женской прихоти: скорей бы сбросить надоевшие за зиму вещи и примерить новый весенний наряд. Именно после таяния снега начнётся на станции работа по новому экологическому проекту.
– Золоотвалу нашей станции исполнилось уже 35 лет, он фильтрующийся, сточная и дренажная вода отводится через него в реку. В этом году планируем строительство насосной станции перехвата фильтрационных вод золоотвала. Это позволит снизить объём сброса стоков на 60–70% и возвратить их в цикл оборотного водоснабжения. Если сбросов будет меньше, то и окружающей среде легче, – отмечает собеседница «СЭ».
А в 2008 году на котле № 2 создана схема предочистки выбросов, что увеличивает КПД золоулавливающей установки до 97%. В 2012 году выполнена схема интенсивного орошения золоулавливающих установок на всех семи котлах ТЭЦ-5, КПД установки увеличился до 96%. В итоге выбросы золы значительно снизились, не без гордости рассказывает героиня «СЭ». Однако совмещать промышленность и экологию – дело весьма не лёгкое. 100-процентной очистки от золы добиться невозможно. На рабочий стол уже успела налететь пыль, сетует Татьяна Пугачёва. Это из-за золы, которая здесь, на огромной промышленной площадке, принявшей не только ТЭЦ, но и другие предприятия, покрывает стены зданий, окна и попадает через открытые форточки в кабинет.
– Красивые виды из окна, «зелёный шум» – вот этого действительно не хватает. Особенно когда съезжу по работе в какой-нибудь проектный институт, полюбуюсь там видом из окна, – говорит Татьяна Пугачёва.
На подоконнике в кабинете скучает одинокий комнатный цветок. Здесь тоже трудно выращивать растения, рассказывает женщина: когда уезжаешь в отпуск, все они засыхают. Зато восполняет зелёный дефицит она дома, где все подоконники заставлены цветами.
– Если честно, я не знаю, что буду делать, когда уйду на пенсию, – грустно улыбается наша собеседница, но вспоминает о заветной мечте, и глаза её снова светятся. – Если появится дача, то всю её засажу цветами.
Биографическая справка
Татьяна Петровна Пугачёва – инженер по охране окружающей среды 2 категории производственно-технического отдела Шелеховского участка Ново-Иркутской ТЭЦ. Работает в системе «Иркутскэнерго» с 04.10.1978 года. Работала в прошлом с 04.10.1978 по 30.11.1982 секретарём-машинисткой на Иркутской ТЭЦ-5. С 01.12.1982 по 15.05.1983 – инженер гражданской обороны на Иркутской ТЭЦ-5. С 16.05.1983 по 31.01.1984 – техник-конструктор производственно-технического отдела Иркутской ТЭЦ-5. С 01.02.1984 по 31.12.1999 – инженер-конструктор производственно-технического отдела Иркутской ТЭЦ-5. С 01.01.2000 по настоящее время инженер по охране окружающей среды 2 категории. С 20 апреля 2005 года филиал «Иркутская ТЭЦ-5» прекратил свою деятельность и вошёл в состав Ново-Иркутской ТЭЦ в качестве Шелеховского участка.