Итоги игры по новым правилам
Оправдала ли себя реформа энергетики? Принесло ли положительные плоды разделение рынков генерации, сбыта и транзита электроэнергии? Стоит ли российской энергетике менять вектор развития? Эти и другие ключевые вопросы в правительстве Иркутской области обсудили руководители крупнейших топливно-энергетических предприятий региона, представители науки, депутаты на выездном заседании комитета по энергетике Государственной Думы Российской Федерации.
«Можно было сделать и получше»
Члены правительства региона, депутаты, руководители энергетических предприятий и структур, представители науки в понедельник обсудили тему развития топливно-энергетического комплекса Восточной Сибири с учётом опыта Иркутской области. Председатель комитета Госдумы по энергетике, депутат Иван Грачёв, приветствуя участников выездного заседания, призвал их воздержаться от бессмысленного критиканства и вместе обсудить действительно важные вопросы, которые возникают в связи с реализацией реформ в энергетической отрасли.
«У регионов есть вопросы, в решении которых может помочь комитет по энергетике. Иркутская область хорошо представлена в комитете, было бы странно не воспользоваться такой возможностью. Конечно, мера критичности в оценке реформы может быть разной. Мы понимаем, что существуют проблемы, над ними нужно работать вместе», – отметил Иван Грачёв.
Первую тему для обсуждения председатель обозначил сам: разделение или объединение рынков генерации, сбыта и транзита электроэнергии. «В России рекомендован и законодательно закреплён опыт, которого нет ни в одной другой стране мира: запрет на совмещение деятельности. Нужно посмотреть, может быть, стоит разрешить электросетям выступать конечными продавцами», – рассказал Грачёв. Депутат добавил, что по данному вопросу сегодня «большие сомнения в правительстве страны». Участники заседания добавили, что сегодня «фактически поставлен под сомнение один из важнейших пунктов реформы энергетики» России.
Сам Грачёв отметил, что склоняется к объединению рынков. Генеральный директор СРО НП «Восточно-Сибирское объединение энергоаудиторов» Владимир Головщиков призвал участников заседания не рубить с плеча. По его мнению, вопрос объединять полномочия энергетикам или нет должен рассматриваться регионами в индивидуальном порядке. Слияние полномочий подходит далеко не для всех территорий. Тем не менее во многих регионах уже сейчас видны негативные последствия запрета на совмещение деятельности.
«Абсолютно не получилось конкуренции между сбытовыми организациями и электросетевыми. При разделении мы получили колоссальные дополнительные операционные издержки, делёж имущества. Всё это привело к многомиллионным конфликтным ситуациям, которые сейчас разбираются на уровне арбитражных судов. Ситуация назрела, её необходимо исправлять по всей стране. Конечно, слияние функций не должно проходить повсеместно. Но в регионах, где это экономически и организационно обосновано, стоит поднять данный вопрос», – подчеркнул Головщиков.
Иркутские энергетики высказались за слияние рынков. С предложением исключить на законодательном уровне запрет на совмещение деятельности по передаче и купле-продаже электроэнергии выступил и главный инженер ЗАО «Братская электросетевая компания» Вячеслав Воробьёв. По его мнению, возвращение к традиционной схеме даст толчок развитию отрасли. Зато местные энергетики положительно оценивают другой аспект реформы электроэнергетики: создание оптового рынка. По словам генерального директора ОАО «Иркутскэнерго» Олега Причко, в равных условиях находятся все регионы.
«До нововведений тарифообразование и ценообразование электроэнергии строилось по региональному принципу. В итоге на территориях, где работают эффективные энергоисточники, например, каскад Ангарских или Енисейских ГЭС, цены и тарифы исторически были низкими. Сейчас все генерирующие компании с установленной мощностью свыше 500 МВт обязаны 100% своей выработки предложить на бирже. Все потребители вправе заявить необходимый объём электрической энергии на бирже. Соотношение спроса-предложения формирует цену и тарифы. В итоге все потребители получают дольку из общей генерации, от всего потребления. Даже те регионы, у которых нет своих эффективных энергоисточников. Вот плюсы оптового рынка электроэнергии», – пояснил Олег Причко.
Условия ужесточаются
Пока энергетики оценивают результаты реформы двухгодичной давности, законодательство ужесточается. Причём не все требования энергопредприятия в силе выполнить. На комитете по энергетике активное обсуждение велось вокруг изменений в Федеральный закон «Об охране окружающей среды», которые вступили в силу с 1 января текущего года. Согласно поправкам, все промышленные предприятия, в том числе топливно-энергетического комплекса, обязаны установить систему мониторинга вредных выбросов в окружающую среду.
Ранее подобное оборудование устанавливалось на отдельных предприятиях, к 2020 году, по задумке законодателей, «современные достижения науки и техники» должны стать обыденной вещью для всех компаний, имеющих объекты первой (самой высокой) категории опасности. В противном случае компании ждут многомиллиардные штрафные платежи. По словам участников выездного заседания, даже законопослушные предприятия в нынешних условиях изолированности от внешнего рынка не в силах приобрести необходимое оборудование.
Установка системы мониторинга – недешёвое мероприятие. По словам Олега Причко, инвестиции по данному направлению в масштабах компании составят 5 млрд рублей, ещё 8 млрд рублей в год придётся тратить на обеспечение работы системы. Такие затраты равны четырёхкратному годовому инвестиционному бюджету всей энергоугольной компании. Но даже если компании готовы вкладывать в охрану окружающей среды такие суммы, в связи со сложной экономической и политической ситуацией это практически невозможно. Из-за рубежа поставкам препятствуют санкции. Импортозамещения в стране просто не существует.
Дело в том, что сегодня в России отсутствует серийное производство оборудования для систем мониторинга. По словам Причко, единственный завод, выпускающий энергофильтры, «чувствует себя не очень хорошо», а по словам Грачёва и вовсе находится на грани банкротства. «Возможности завода низкие, мы уже общались с руководством предприятия. Кроме того, в зданиях большинства угольных станций система не помещается, необходимы дополнительные проекты для размещения. К тому же в России сегодня отсутствует нужное количество подрядных организаций, готовых организовать системы мониторинга на всех объектах», – перечислил ряд недостатков Причко.
Депутат Госдумы Сергей Левченко отметил: когда федеральный закон об изменениях в ФЗ «Об охране окружающей среды» принимался, все уже видели первые последствия зарубежных санкций. «К сожалению, никто должным образом не отреагировал. Решение применять «наилучшие современные технологии» в то время, как у нас 70–80% оборудования импортное, было себе во вред», – подчеркнул депутат.
Между тем если компании не смогут обзавестись системами мониторинга за выбросами к установленному сроку, их ждут ежегодные платежи за нанесение вреда окружающей среды, которые будут исчисляться миллиардами. Платежи предприятий Сибирского федерального округа составят более 42 млрд рублей в год.
Причко добавил, что уже сейчас иркутские энергетики подыскивают различные сценарии, которые позволят избежать таких затрат. Один из них – перевод станций на более качественные угли соседних регионов. Их использование сокращает вредные выбросы. Однако переход на альтернативные угли может привести к непоправимым экономическим и социальным последствиям для всего региона. В первую очередь возникают риски для таких угольных разрезов, как Азейский, Мугунский, Черемховский, Головинский. Их бурый уголь невозможно транспортировать без потери качества более чем на 800 километров, соседним регионам данное топливо невозможно предложить, пояснил Причко. Кроме того, при переходе на альтернативное топливо под удар попадают моногорода и монопосёлки области, большая часть населения которых задействована в угольной отрасли.
По словам Причко, в компании проанализировали ещё один вариант: газификация энергообъектов. Однако в регионе нет инфраструктуры для поставок голубого топлива, поэтому данный вариант практически нереален. «Тема активно продвигается руководством Иркутской области. Но мы посчитали, что сегодня паритетная цена, при которой не возникает влияния на тарифы на тепловую энергию, составляет 20 долларов за тысячу кубометров газа. Коллеги нефтяники и газовики подтвердят, что такая цена невозможна», – подчеркнул Причко.
Участники заседания предложили комитету по энергетике Госдумы поручить профильным министерствам провести полный анализ внедрения современных технологий в мониторинг предприятий за воздействием на окружающую среду.