От Курска до Берлина
Чем ближе заветная юбилейная дата Победы, тем со всё большей горечью понимаешь, как мало среди нас осталось тех, кто подарил нам эти мирные 70 лет. Им всем уже за 90, но они не перестают удивлять нас своим жизнелюбием и стойкостью в любых ситуациях. Вот как наш земляк, в годы войны – военный лётчик, а в мирное время – замечательный учитель математики и физики, Александр Николаевич Обрезков. 15 мая ему исполнится 92 года. Но он и сегодня активный участник всех общественных дел в посёлке Железнодорожный.
Биография Александра Николаевича во многом типична для ветеранов войны. 18 июня 1945 года он окончил школу и уже 1 сентября принимал присягу в военном авиационном училище города Вольска Саратовской области. По окончании учёбы весной 1943 года был направлен в состав 611-го штурмового полка под Оренбургом.
Первое боевое крещение молодой лётчик получил на боевых вылетах на штурмовике ИЛ-2 с командиром первой эскадрильи старшим лейтенантом Н.М. Китаевым, которому в скором времени присвоили звание Героя Советского Союза. Александр Николаевич вспоминает: «В июле-августе 1943 года на Курской дуге в районе Прохоровки после наших бомбовых атак на поле боя оставались только факелы от горящих фашистских танков и другой военной техники. Мы боеприпасов не жалели – в отсеки штурмовиков ИЛ-2 входило более сотни авиабомб…»
На счету лётчика-ветерана 57 боевых вылетов. С особой гордостью и любовью он рассказывает о своей боевой машине ИЛ-2. До сих пор восхищается удивительными свойствами этого отечественного самолёта. Какую только работу не приходилось выполнять на «крылатой птице», из скольких сложных ситуаций она помогала выйти! Уничтожал вражеские танки, бомбил мосты и переправы, поджигал склады, ходил в разведку, на бреющем полёте пулемётным огнём уничтожал пехоту, наводя ужас на врага. Не зря фашисты называли ИЛы «чёрной смертью».
После Курской дуги и освобождения Харькова 611-й полк продолжал боевые действия на 2-м Украинском фронте, командовал которым в тот период маршал И.С. Конев. Участвовал в освобождении Украины и Молдавии. Победно шли на Запад и теряли друзей и подруг. Запомнился один особенно трагический случай. В воздушном бою на территории Молдавии был подбит самолёт Александра Лукашова. Тяжело раненный в кисти рук, он привёл машину на свой аэродром, но приземлиться не смог – потерял сознание. Вместе с Лукашовым погиб и стрелок Сергей Серёгин. Похоронили их в братской могиле в яблоневом саду. Вместо надгробья поставили лопасть от воздушного винта самолёта и выбили на ней их имена. Спите спокойно, однополчане!
В конце 1944 года в составе 16-й воздушной армии на 1-м Белорусском фронте, командовал которым маршал Советского Союза К.Г. Жуков, 611-й полк освобождал Польшу. Особенно запомнились бои за Варшаву. Она была освобождена 17 января 1945 года, а через два дня на театральной площади столицы состоялся парад польских и советских воинов-освободителей. Войска шли по центральной улице города, а в небе над освобождённым городом в чётком строю проносились самолёты – штурмовики, пикирующие бомбардировщики, истребители. «Мне довелось быть участником этого парада на штурмовике с бортовым номером «05», – гордится Александр Николаевич. – Мы тогда ещё не знали, что до Победы оставалось меньше четырёх месяцев».
Свой последний боевой вылет в составе трёх эскадрилий полк совершил 5 мая 1945 года в районе Тухельских лесов, где уничтожил большую фашистскую группировку, которая не хотела сдаваться. А закончил войну Александр Николаевич под Берлином 9 мая. У него 27 наград. Грудь украшают ордена Красной Звезды, Отечественной войны, медали «За отвагу», «За Варшаву», «За взятие Берлина», «За победу над Германией в Великой Отечественной войне» и многие другие – вот они на фотографии, на парадном костюме.
После окончания войны Александр Николаевич служил в Германии до 1952 года. Потом работал на авиационной базе в городе Шауляе, в Бугурусланском лётном училище гражданской авиации. Окончил физико-математический факультет Адыгейского государственного педагогического института, а в 1981 году приехал в Усть-Илимской район и получил направление в Карапчанскую среднюю школу учителем математики и физики. Через несколько лет он возглавил авиамодельный кружок в районном Доме пионеров. Дети занимались с большим интересом, познавали азы авиации, изучали конструкции самолётов, сами изготавливали модели и испытывали их в свободном полёте. Александр Николаевич с теплотой вспоминает своих учеников.
И сегодня Александр Николаевич с удовольствием принимает участие в общественной жизни как в посёлке, так и в районе. Он является почётным членом президиума районного совета ветеранов. Несмотря на почтенные годы, он частый гость в своей школе. Ни одна встреча с ветеранами, ни один классный час, посвящённый Великой Отечественной войне, не проходят без его участия. С его помощью в школе № 1 п. Железнодорожный создан военный музей. Для него Александр Николаевич изготовил карту сражений на Курской дуге, написал историю своего 611-го штурмового полка. Он подарил музею более 50 моделей военных самолётов. В них – его память о боевой молодости, о друзьях-товарищах, о горьких и радостных победных днях Великой Отечественной. Недавно вышла его книга воспоминаний о боях на Курской дуге.
Спасибо Вам, Александр Николаевич, за все Ваши ратные и мирные дела. Доброго Вам здоровья и долгих лет жизни!