Кинопремьеры
Лига выдающихся джентльменов
Шпионский боевик «Kingsman: Секретная служба» – практически идеальный фильм из тех, что снимаются по мотивам юмористических комиксов. Гротеск, жестокость, стиль – вот составляющие этого бронебойного коктейля.
«Kingsman: Секретная служба» (Kingsman: The Secret Service).
Режиссёр Мэттью Вон.
Великобритания, 2014.
Жизнь юного английского безотцовщины Эггси (Тарон Эгертон) не предвещала ничего хорошего, покуда в ней не возник странный человек (Колин Ферт), обладающий манерами аристократа и умением отбиваться от шайки дегенератов при помощи одного только зонтика. Так юноша узнаёт, что его отец, пропавший без вести пятнадцать лет назад, работал в сверхсекретном учреждении Kingsman и пал смертью храброго, выполняя боевое задание. В память о погибшем коллеге шпионы готовы рассмотреть кандидатуру Эггси, и, если сын окажется достойным преемником отца, принять его в свои ряды.
А пока Эггси в компании других многообещающих молодых людей подвергается небывалым испытаниям, над миром нависает смертельная угроза. Американский миллиардер-психопат (Сэмюэль Л. Джексон) собирается поразить всё прогрессивное человечество психотронным оружием кошмарного воздействия. Что ж, тяжело в учении – легко в бою: в порядке сдачи последнего экзамена Эггси и его аристократический наставник проникают в самое логово богатого чернокожего маньяка.
После того как лихой британский режиссёр Мэттью Вон сначала снял фильм «Пипец» (2010), а потом – лучшую на сегодняшний день серию «Людей Икс» («Люди Икс: Первый класс», 2011), стало ясно: только этому человеку следует доверять экранизации наиболее безбашенных и развесёлых комиксов современности. Таких, например, как «Люди в чёрном», – незабываемая история про то, как холодный профи экстра-класса завербовал себе в помощники случайного разгильдяя и приобщил его к непрестанной закулисной борьбе за сохранность нашей планеты.
Схожесть сюжета «Kingsman» с первой частью «Людей в чёрном» бросается в глаза с первых же сцен, но это не тот случай, когда зрителю хочется хмуриться и приговаривать: «Ну ничего нового не могут придумать». И дело, конечно, не в том, что «Люди в чёрном» – комедия фантастическая, а «Kingsman» – шпионская (хотя фантастики здесь тоже хватает). Просто Мэттью Вон, поставив эту картину, оказался первым режиссёром, достойно принявшим эстафету у выдающегося Барри Зонненфельда, постановщика всё тех же «ЛВЧ». Для 2010-х «Kingsman» легко может оказаться именно тем, чем «Люди в чёрном» были для 1990-х.
Зонненфельд в данном случае послужил основным источником влияния для Вона, однако формально «Kingsman» опирается совсем на другую традицию – бондиану, главный британский киносериал всех времён. Штука лишь в том, что настолько отвязных подражаний Джеймсу Бонду, как «Kingsman», на свет ещё не являлось. Существует, правда, неподражаемая трилогия «Остин Пауэрс», но это как раз чистой воды пародия: Бонд, вооружённый «голым пистолетом».
А у Вона – настоящий высокобюджетный боевик, в плане экшена ещё и дающий фору если не последним сериям бондианы, то уж точно большинству недавних кинокомиксов. При этом какой-нибудь «Тёмный рыцарь», по-взрослому драматический и напыщенный, имеет весьма низкий возрастной рейтинг, а как бы подростковый и почти комедийный «Kingsman» для несовершеннолетних в цивилизованном мире не предназначается.
«Секретную службу» уже по причине её отъявленной недетскости стоит предпочесть всем «Бэтменам» и «Суперменам» вместе взятым. Но, наверное, надо предупредить, что «недетский» по отношению к этому фильму будет ещё мягким определением. «Kingsman» на все сто заслуживает характеристик вроде «кровожадно-глумливый фарс» или «непотребно-брутальный экшен-стёб». Конечно, человек, воспитанный на авторском кино или каком ни на есть артхаусе, едва ли проникнется к «Секретной службе» сильной симпатией. Однако на фоне решительно всех нынешних блокбастеров, кичащихся своей напускной серьёзностью, «Kingsman» – невероятно позитивное и уж точно нескучное зрелище.
Здесь прекрасный драматический артист Колин Ферт чрезвычайно эффектно разбрасывает вокруг себя свирепых противников, вооружённых чем ни попадя. Доселе зрителю невозможно было и вообразить такого, ибо ни в чём подобном мистер Ферт (действительно очень аристократический мистер) ранее не снимался. От Колина не отстаёт фирменный тарантиновский актёр Сэмюэль Л. Джексон в роли шепелявого злодея-плебея с амбициями Люцифера.
Кстати, с фильмами Тарантино у «Секретной службы» тоже много общего, но ещё больше – с последними работами Родригеса. Если, скажем, вам нравится картина «Мачете», смело идите на «Kingsman»: удовольствие гарантируется. Если же «Мачете» и «Пипец» – «не ваша чашка чая», а идеальным Бондом вы считаете Дэниела Крейга в ущерб Шону Коннери и Роджеру Муру (не говоря уже об Остине Пауэрсе), то Мэттью Вон, пожалуй, старался не для вас.
А бурый волк ей верно служит
Фантастический блокбастер Энди и Ланы Вачовски «Восхождение Юпитер» – престранное кино, снятое без всякого чувства меры. Но в этой чрезмерности столько же отталкивающего, сколько и притягательного.
«Восхождение Юпитер» (Jupiter Ascending) (12+).
Режиссёры: Энди Вачовски, Лана Вачовски.
США, 2015.
Дочка нищей русской иммигрантки Юпитер Джонс (Мила Кунис) живёт в Чикаго, работает уборщицей и копит деньги на телескоп (её умерший отец был английским астрономом). Однако космос – в лице, естественно, инопланетян – сам войдёт в жизнь неунывающей девушки. Одни пришельцы пожелают убить Юпитер, зато другие не остановятся ни перед чем, чтобы спасти её.
Всё дело в том, что по чистой случайности Юпитер оказалась реинкарнацией покойной королевы из могущественной межгалактической династии Абрасакс. Поэтому теперь планета Земля де-юре принадлежит Юпитер – и никому другому. Наиболее гадкого из королевских наследников (Эдди Редмейн) это не устраивает, и он жаждет крови уборщицы. Но хорошие ребята послали на помощь Юпитер генетически модифицированного человека-волка (Ченнинг Татум), который снабжен летающими сапогами-скороходами. Политическое же кредо этого положительного вервольфа гласит одно: «Боже, храни королеву».
Снятая в 1999 году «Матрица» навек вписала имена Вачовски в историю кино. «Матрица» необратимо изменила само лицо развлекательного кинематографа и одновременно вознесла своих создателей на высоту, обидное падение с которой было неминуемо. От Вачовски по инерции продолжали ждать чудес, но ничего по-настоящему выдающегося (включая два «матричных» продолжения) они так больше и не сделали.
Апофеозом вырождения кинематографа Вачовски стал печально известный «Облачный атлас» трёхлетней давности – чудовищное и несмотрибельное нагромождение друг на друга едва ли не десятка вздорных сюжетов. На фоне «Атласа» «Восхождение Юпитер» вызывает чувство облегчения уже по той причине, что сюжет здесь один-единственный. Увы, он тоже до крайности вздорный, но это было бы ещё полбеды. Хуже то, что он нарочито небрежный, осознанно непродуманный и недодуманный. «Облачный атлас», как известно, снимался по мотивам заумного романа Дэвида Митчелла; «Восхождение Юпитер» целиком придумано Энди и Ланой Вачовски. И если в адаптации чужого текста режиссёры в своё время попросту запутались, то в данном случае установка на путаницу была изначальной.
Вачовски словно бы насмотрелись современных кинокомиксов и решили спародировать всю эту чепуху ещё более неправдоподобным, нелогичным, нелепым и инфантильным блокбастером. То есть это, конечно, очень утрированное объяснение – пародии не снимают за 175 миллионов долларов. Но и воспринимать «Восхождение Юпитер» точно так же, как «Человека-паука», нипочём не выйдет. У Вачовски всего слишком, всего через край – картинных поз, пафосных тирад, многозначительных диалогов, вычурных эффектов, а также общей цветистости, узорчатости и калейдоскопичности.
Вообще-то для произведений такого рода давным-давно придуман подходящий термин – космическая опера. Иными словами, ненаучная фантастика. И проблема оперы Вачовски не столько в том, что она такая шумная и монструозная, сколько в её элементарной несвоевременности. «Восхождение», возможно, пришлось бы ко двору двадцать или даже десять лет назад, хотя и тогда оно выглядело бы эпигонским опусом. Хрестоматийным «Звёздным войнам» «Юпитер» проигрывает в гармоничности, серьёзности и вменяемости. Если же вспомнить комически-космические оперы, то здесь у фильма Вачовски даже более непоколебимые конкуренты – «Пятый элемент» и «Автостопом по Галактике». А не далее как в прошлом году вышла ещё одна картина, доказывающая, что при желании и сегодня можно создавать приличную остроумную фантастику. То были «Стражи Галактики» – снятый по марвеловскому комиксу, но всё равно отличный фильм. Определённую атмосферу режиссёрам всё-таки удалось здесь создать. Она даже не лишена обаяния, а если чем и отталкивает, то прежде всего сумбурностью своего контента. В какой-то момент создаётся полное ощущение того, что ты смотришь случайную серию некоего бесконечного сериала – безумной межгалактической «Санта-Барбары».