издательская группа
Восточно-Сибирская правда

Губернаторский мораторий

Цены на школьные завтраки и обеды должны остаться на прежнем уровне

Детское питание в школах региона не должно подорожать до конца учебного года – такое заявление сделал губернатор Иркутской области Сергей Ерощенко, посетив на минувшей неделе одну из школьных столовых и комбинат школьного питания в Иркутске. Теперь правительство должно найти способ воплотить в жизнь это обещание. Судя по всему, помогать ему в этом будут местные товаропроизводители.

Школьный обед в Иркутске сегодня стоит 51 рубль, как и в начале учебного года. Однако удерживать цену на питание помогают, в основном, запасы продуктов, которые были сделаны заранее. Статистика говорит о том, что с начала года рост цен на мясо составил 62,9%, молоко – 7,06%, крупы – 6 %, а гречка и вовсе выросла в цене на 157%. Овощи подорожали на 11–78%, яйцо подросло на 18%, сахар – на 49%. 

В школах ситуацию комментируют не слишком охотно. Однако в школе № 15, где побывал губернатор, признают: если так пойдёт и дальше, то цены в школьной столовой придётся повышать. Кстати, готовят здесь сами, а продукты и полуфабрикаты поставляет комбинат школьного питания. 

Школа № 65 тоже обслуживается комбинатом школьного питания. Здесь смотрят на жизнь оптимистично: пока цена на питание осталась прежней, и каких-то изменений в меню не замечено. Подорожали только булочки и пирожные, которые продаются в школьном буфете для тех, кто хочет чего-нибудь вкусненького сверх меню. В Вальфдорской школе, которая является частным учебным заведением и не входит в централизованную систему питания, особенно не переживают. Правда, здесь предпочитают держать в секрете стоимость обедов для своих подопечных. 

– Мы уже давно повысили цены в этом учебном году, – заявила в телефонном разговоре представительница администрации учебного заведения. – Однако это сделано с ведома родителей и связано с тем, что родители захотели немного изменить рацион питания детей, включить в него больше фруктов, молочных продуктов, мёд. Больше не планируем повышать цены до конца учебного года. Анализ роста цен на продукты мы пока не делали. 

Тем не менее в региональном министерстве образования говорят, что опыт Иркутска по централизации детского питания – это путь к повышению качества продукции и снижению цены готового обеда. Например, с иркутским комбинатом школьного питания на сегодня заключили договоры 70 школ и 134 детских сада. 

Со школами работают по разным схемам: одна часть учебных заведений предпочитает получать готовые обеды, другая забирает полуфабрикаты и готовит их самостоятельно. В любом случае в цехах комбината ежедневно готовят 6 тысяч куриных и 8 тысяч мяс­ных котлет, да ещё тонну фарша в придачу. Выпекают 6–7 тысяч кондитерских изделий, 2 тысячи булочек. 

Несмотря на то что опыт по централизации питания можно назвать удачным, развивать его дальше технологии уже не позволяют. Если бы была линия быстрой заморозки, замороженные полуфабрикаты можно было бы рассылать в муниципалитеты. Выиграли бы все: сельхозтоваропроизводители смогли бы расширить рынок сбыта, а школы получили бы качественные и дешёвые продукты. 

Губернатор согласился, что «есть вопросы» к техническому состоянию комбината школьного питания, который не модернизировался с 1992 года. Тем более, что теперь есть с чем сравнивать. Например, вновь открываемые в городах и посёлках школы и детские сады укомплектованы самым современным оборудованием. 

Кстати, мясо, которое в декабре стоило у алтайских поставщиков 225 рублей за кило, сегодня стоит 309 рублей. Как выясняется, не все поставщики у комбината имеют региональную прописку. Пока выручают старые запасы, но они не бесконечны. 

– Вчерашняя проверка образовательных учреждений области показала, что кое-где начинается замена продуктов на другие, более дешёвые, которые позволят удержать цену, – отметила на совещании министр образования Иркутской области Елена Осипова. – Самое тревожное, что произошло уменьшение раскладки продуктов, и эта раскладка была одобрена Рос­потребнадзором. 

В министерстве стараются про­считать различные варианты развития событий. Например, уже сегодня предупреждают: важно быть настороже и не допустить, чтобы появилась хоть какая-то разница между содержимым тарелки детей из малообеспеченных семей, питание которых оплачивает государство, и тех детей, за которых платят родители. 

– Никаких различий быть не должно, это очень важно, – подчеркнул губернатор. – Речь ведь идёт не просто о питании ребенка, но о социальной справедливости и воспитании. Никто не должен чувствовать себя ущемлённым. 

Сложность сегодняшней ситуации заключается ещё и в том, что невозможно  прогнозировать динамику цен на перспективу. «Сейчас мы можем прогнозировать цену только на один месяц, – говорит Елена Осипова. – Кроме того, отсутствуют чёткие расценки на сельхозпродукцию, которая идёт именно на детское питание». 

Если не предпринять меры по урегулированию ситуации, в марте стоимость школьных обедов может подорожать, а рост родительской платы за детские сады составит около 5%. 

– До конца учебного года детское питание дорожать не должно ни на пять процентов, ни на два процента, вообще ни на сколько, – заявил Сергей Ерощенко. – У нас достаточно ответственных местных товаропроизводителей, которых мы поддерживаем. А в школьной столовой выигрывать должны не коммерческие интересы, должны выигрывать только дети. 

По итогам выездного совещания решено, во-первых, на конкурс­ной основе выделить десяток поставщиков, которые будут поставлять продукты для школьного питания и получать поддержку из регионального бюджета. Во-вторых, необходимо подготовить нормативную базу, чётко регулирующую подход к нормированию цен на детское питание в регионе. Наконец, нужно проводить ежемесячный мониторинг цен совместно с министерством сельского хозяйства. Может быть, тогда в регионе появятся продукты со специальным знаком «детское питание», который будет гарантировать цену и качество.

Читайте также

Подпишитесь на свежие новости

Мнение
Проекты и партнеры