Воздушные границы
В наступившем году более стабильно будут развиваться авиаперевозки внутри страны
Снижения пассажиропотока на международных авиалиниях ожидают в аэропорту Иркутска в 2015 году. Как отметило руководство предприятия, тенденция к снижению числа желающих улететь за границу наметилась ещё во втором полугодии прошлого года. В первую очередь это коснулось туристических направлений, по которым выполняются чартерные рейсы. Эксперты убеждены, что наиболее уверенно в предстоящий период себя будут чувствовать те авиакомпании, которые имеют минимальное количество судов, приобретённых по лизинговых схемам, а также региональная авиация.
Отрицательную динамику пассажиропотока впервые за долгий период ожидают в ОАО «Международный аэропорт Иркутск». Основная причина в нестабильной экономической ситуации, которая отражается в том числе и на авиационной отрасли. По мнению директора по экономике и финансам аэропорта Иркутск Александра Лавриненко, это спровоцирует незначительное снижение пассажиропотока, которое преимущественно коснётся международных рейсов.
Напомним, по итогам 2014 года международными авиалиниями из Иркутска вылетело 473,2 тыс. пассажиров, что почти на 10% больше данных 2013 года (тогда этот показатель составлял 431,2 тыс. человек). При этом в течение последних четырёх лет на международных направлениях наблюдался устойчивый рост пассажиропотока. Так, в 2010 году показатель по ним вырос на 75%, в 2011-м – на 63%. Одновременно увеличивалось и количество направлений полётов за рубеж, которое с учётом чартерных рейсов сейчас составляет около двух десятков (всего в маршрутной сети аэропорта более 70 направлений полётов. – «Конкурент»). Так, например, только в 2014 году было открыто три новых направления за границу – в Караганду (Казахстан), Маньчжурию (КНР) и город Таньцзинь (КНР). На предстоящий год, по словам Александра Лавриненко, запросов на открытие новых рейсов от авиакомпаний пока не поступало. «Это объективная ситуация: в условиях экономического кризиса не так просто открывать что-то новое, – пояснил Лавриненко. – Так что будем работать по тем направлениям, которые уже есть». Что касается возможного закрытия каких-либо рейсов, то, по словам руководства аэропорта Иркутск, «они приложат максимум усилий, чтобы все маршруты остались в расписании».
Впрочем, сокращение полётных программ по отдельным направлениям уже идёт. Так, в первую очередь это касается чартерных рейсов в популярные курортные страны, такие как Таиланд, Вьетнам, Турция и Египет. «С ноября прошлого года у нас заметно сократилось количество чартерных рейсов. В декабре относительно 2013 года их стало вдвое меньше, – заявил представитель ОАО «Международный аэропорт Иркутск». – Причины очевидны: рост цены иностранной валюты и падение рубля. Всё это отражается на стоимости самих туров за границу, и покупательская способность в этом сегменте, конечно, падает».
По оценкам специалистов, в 2015 году пассажиропоток по чартерным перевозкам может снизиться на 25%. Впрочем, полной отмены чартерных программ эксперты не ожидают, объясняя это тем, что в Иркутске достаточно насыщенный туристический рынок. Однако более объективно судить о том, каким будет 2015 год для туротрасли, можно будет только после активного старта продаж летних туров.
Представители авиакомпаний тем временем говорят, что в наступившем году более стабильно будут развиваться авиаперевозки внутри страны (до сих пор динамика пассажиропотока была выше именно по международным направлениям. – «Конкурент»). И уточняют, что проще будет тем авиакомпаниям, у которых меньше кредитное бремя, а также минимум воздушных судов, приобретённых по лизинговым схемам. В наиболее же защищённом положении окажутся авиакомпании, выполняющие внутрирегиональные рейсы, в том числе благодаря тому, что пассажирские перевозки по ним субсидируются из бюджета. «Рассчитываем, что этот сегмент, напротив, будет набирать пассажиропоток в сравнении с прошлым годом», – резюмировал представитель ОАО «Международный аэропорт Иркутск».