издательская группа
Восточно-Сибирская правда

Кинопремьеры

  • Автор: Евгений Новицкий

Полюбите нас серенькими

Эротическая мелодрама «Пятьдесят оттенков серого» обречена на грандиозный успех, но должна поразить своей заурядностью всех, кто не попадает в её целевую аудиторию. 

«Пятьдесят оттенков серого» (Fifty Shades of Grey) (18+).

Режиссёр Сэм Тейлор-Джонсон. 

США, 2015.

Студентка Анастейша Стил (Дакота Джонсон) приходит брать интервью у 27-летнего владельца глобальной корпорации Кристиана Грея (Джейми Дорнан). Мистер Грей любезно терпит запинающуюся речь мисс Стил и в конце концов галантно выпроваживает её с многозначительными намёками на то, что он с нею ещё обязательно встретится. Вскоре подробные ответы на все заданные давеча вопросы приходят Анастейше по электронной почте, а сам Кристиан заявляется в строймагазинчик, где подрабатывает девушка. Набор товаров, приобретённых Греем, заставляет студентку пошутить: «Вам что-нибудь ещё для планируемого убийства?» О, если бы она тогда знала, насколько эта шутка недалека от истины… 

Сразу успокоим того гипотетического читателя, которому до сих пор ничего не говорит название «Пятьдесят оттенков серого» (хотя трудно поверить, что такие люди ещё остались). Итак, миллионер Кристиан Грей – не убийца, он всего лишь садист (сам герой предпочитает термин «доминант»). Причём юридически педантичный: стать его жертвой можно только добровольно, да ещё и после подписания пухлого контракта, в котором ритуал будущего истязания прописан от и до. Анастейше Стил предлагается стать шестнадцатым «сабмиссивом» для доминанта Грея. Стоит, однако, учесть, что миллионер с первых же дней своих отношений с Анастейшей примется на каждом шагу поступаться ради неё своими «железными принципами» и идти на уступки, о которых его предыдущим пятнадцати рабыням не приходилось мечтать. 

Ясно, что «Пятьдесят оттенков» – это ещё одна бульварная история о неземной любви. Традиционный дамский роман – и ничуть не более того. Событием эту книгу, написанную англичанкой Эрикой  Леонард Джеймс и выпущенную в 2011 году, сделал тот непостижимый факт, что «Оттенки» официально стали самым продаваемым бестселлером современности. Не лишено оснований заведомое предположение, что и экранизация сего бестселлера может, в свою очередь, оказаться самым кассовым фильмом десятилетия. 

Это могло бы показаться ужасным, если мы не были подготовлены к появлению именно такого мирового суперхита. Ибо неминуемый успех фильма про оттенки (за которым, как и в случае книги, обязательно последуют два-три сиквела) логически вытекает из «достижений» голливудской киноиндустрии нескольких последних лет. Вначале были «Сумерки». Книжка, а потом экранизация. Продолжение книжки и сиквел экранизации. Продолжение продолжения… и так далее. Раскрытая в «Сумерках» тема обыкновенной юной девушки, которую почему-то всем сердцем полюбила некая титаническая личность, исполненная романтики, силы, могущества и таинственности, была изначально взята за основу и в «Пятидесяти оттенках серого». К тому же писательница Э.Л. Джеймс умело её усовершенствовала. «Сумерки» всё-таки фантастика, чтиво преимущественно для подростков, а «Оттенки» – сугубо взрослая штука. В былые времена не всякая дама рискнула бы взять в руки такую книжку. Даже в двадцатом веке публичное проявление интереса к каким-либо извращениям могло скомпрометировать любого, поэтому книги и фильмы, в частности, про садомазохизм никогда не становились глобальным культурным явлениям. 

Означает ли это, что современное общество стало более терпимым, открытым, свободным? Едва ли. Модным сегодня может оказаться всё, в том числе причастность к чему-то якобы порочному. Как раз вот это «якобы» и делает книгу и фильм «Пятьдесят оттенков серого» неприемлемой продукцией для весомого количества читателей и зрителей, а его финал многие сочтут ханжеским. 

О садомазохизме гораздо больше и лучше, чем в этих двух часах, сказано в одной-единственной сцене «Нимфоманки» Ларса фон Триера. Главное, что у Триера в раскрытии данной темы присутствовал честный, жёсткий, откровенный эпатаж, без поддавков и манипуляций над зрителем. А у режиссёра Сэм Тейлор-Джонсон (она женщина, как и автор романа) в этом смысле всё робко и гламурно. Тем обиднее, что столько зрительниц во всём мире обречены воспринимать эти стыдливые «упражнения в грехе» как некое откровение. Реклама делает своё дело: если там сказано, что это самая смелая история любви на свете, то для большинства так оно и есть. Переубеждать кого-то бессмысленно: все, кто уже заглотил наживку, останутся в убеждении, что «Оттенки» – новое слово как минимум в мелодраматическом жанре. 

Загадка «Энигмы»

Байопик «Игра в имитацию» – претендующий на восемь «Оскаров» рассказ о том, как славно изобретатель ЭВМ Алан Тьюринг поработал на британскую разведку в годы Второй мировой. 

«Игра в имитацию» 

(The Imitation Game) (16+).

Режиссёр Мортен Тильдум.

Великобритания, США, 2014.

1 сентября 1939 года начинается Вторая мировая; уже 3 сентября Великобритания объявляет войну Германии. В этом же месяце британская разведка собирает в своём штабе нескольких многообещающих молодых учёных – математиков и лингвистов. Не самый молодой, но явно самый многообещающий среди них – криптограф Алан Тьюринг (Бенедикт Камбербатч). Именно он выдвигает наиболее правильное, как покажет время, решение поставленной перед учёными задачи. А им требуется взломать могучую немецкую шифровальную машину «Энигма», точнее, понять основополагающий принцип, в соответствии с которым она работает. Кто это поймёт, тот немедленно окажется в курсе решительно всех фашистских планов, а значит, фактически выиграет войну. 

Так вот, Тьюринг предлагает для понимания немецкого механизма построить другую машину – куда более мощную, огромную и, соответственно, дорогую. Поначалу он находит поддержку лишь у милой дамы с математическим талантом Джоан Кларк (Кира Найтли). Однако вскоре Алану удастся заручиться доверием самого Черчилля.

«Игра в имитацию», британская картина, поставленная норвежским режиссёром Тильдумом, претендует на восемь «Оскаров». Таким образом, по числу номинаций она занимает в текущем году третье место после «Бёрдмэна» и «Отеля “Гранд Будапешт”». 

Однако две вышеназванные картины сами по себе не очень-то «оскаровские», поскольку слишком своеобразные, почти артхаусные. «Игра» же стопроцентно подпадает под вкусы киноакадемиков. Так что именно этот фильм заранее можно объявлять главным фаворитом грядущей церемонии. 

На прошлой неделе мы писали об «Охотнике на лис» – другой очень «оскаровской» ленте (и, кстати, тоже снятой на основе реальных событий). Сразу скажем, что у «Игры» перед «Охотником» имеется одно важнейшее преимущество: этот фильм легко и интересно смотреть. Недоверие к авторам и исполнителям возникает лишь постфактум, а в процессе просмотра всё в этом повествовании кажется необычайно ладным, правильным и профессиональным. 

Если же обратиться после сеанса к реальной биографии Алана Тьюринга (пусть даже краткой), вам тотчас бросятся в глаза вопиющие неточности, на которые пошли авторы, чтобы загнать ещё одну неординарную личность в устоявшиеся каноны голливудского байопика.

Читайте также

Подпишитесь на свежие новости

Фоторепортажи
Мнение
Проекты и партнеры