издательская группа
Восточно-Сибирская правда

Ученье без барьеров

В школах региона внедряется инклюзивное образование

«Приспособить систему к ребёнку, а не ребёнка к системе» – под таким девизом работают педагоги в общеобразовательной школе № 6 города Ангарска, которой присвоен статус «инновационного учебного заведения». Причём систему тут приспосабливают ко всем детям без исключения, в том числе и к инвалидам. Теперь это называется модным словом «инклюзивное» образование. Но когда здесь начинали «ломать систему», это вовсе не было мейнстримом. На прошлой неделе там побывала министр образования региона Елена Осипова.

Инклюзивное образование внедряется в нашем регионе с 2010 года. Тогда в области было совсем немного школ, готовых принять в свои классы детей с ограниченными возможностями. Это не так-то просто. Нужно приспособить программу, переделать архитектурную среду так, чтобы ребенок на инвалидной коляске мог подняться на крыльцо школы, не говоря уж о лестничных пролётах и слишком узких дверных проёмах в класс­ных комнатах. 

Но ангарская школа к тому времени уже работала в этом направлении не один год. Именно поэтому Елена Осипова на прошлой неделе побывала там. Министр решила лично оценить накопленный опыт, побывать на уроках, осмотреть новое оборудование. 

Часть такого оборудования находится в кабинете биологии, с которого и начинается экскурсия по школе. Там идёт обычный для этой школы урок. За партами сидит пятый класс, у доски – мальчик на инвалидной коляске. Это Семён, и вообще-то он учится в 8В, это класс, в котором собрано 13 ребят с диагнозом ДЦП. Семён, как и многие ребята из его класса, занимается по нескольким программам сразу. Посещает занятия со своим восьмым классом, частично – с пятым, и ещё находится на домашнем и дистанционном обучении. 

В кабинете всё приспособлено для того, чтобы всем ребятам здесь было удобно. Например, компьютеры со специальной, большой клавиатурой, которая выглядит как игрушечная. Очень помогает интерактивная доска, Семён управляется с нею при помощи джойстика. Современные технологии сильно облегчают жизнь и учёбу ребятам с ДЦП. Например, Семён осваивал письмо на клавиатуре компьютера, потому что удержать ручку он не может. Теперь это в общем не проблема, потому что и русский, и математику он изучает с помощью того же компьютера. 

Сегодня в школе № 6 учится 520 детей, 38 из них – с ограниченными возможностями, в основном, с ДЦП. К каждому из них применяют индивидуальный подход. Например, есть три класса, в которых собраны только особые дети, но некоторые ребята-инвалиды учатся в обычных классах, рядом со здоровыми детьми. Причём одноклассники настолько привыкают к их особенностям, что перестают как-то выделять из среды остальных сверстников. Есть ребята, которые в основном находятся на домашнем обучении. Директор школы № 6 Инна Морозова говорит, что оправданы разные модели обучения, всё зависит от конкретного ребенка, от состояния его здоровья.  

Инклюзивное образование развивается в ангарской школе уже 13 лет. К поиску новых моделей работы подтолкнули не законы в области образования, не указы администрации, подтолкнула сама жизнь. Ну и ещё дети, конечно. Дело в том, что рядом с шестой школой расположено особое учреждение – детский сад коррекционного вида для детей с ограниченными возможностями. Окончив его, ребята должны продолжать образование, и многие просились в соседнюю школу. По сути, началась интеграция двух образовательных учреждений. 

В школе начали с того, что на базе детского сада набрали ребятишек с ДЦП и стали учить их до 4-го класса. Но затем дети переходили на домашнее обучение. Лишь четыре года назад решено было сохранить особые классы на очной форме обучения. Понятно, что для этого понадобилось всерьёз заняться созданием безбарьерной среды, закупить новое специальное оборудование, да и над учебными программами пришлось поработать. 

Кроме огромного энтузиазма коллектива, на всё это нужны средства, средства и ещё раз средства. Поэтому школа вначале вошла в муниципальную программу по интеграции детей-инвалидов в систему образования, а затем и в соответствующую региональную программу. За четыре года муниципальный бюджет вложил в создание условий для обучения особых детей 5 млн рублей, а региональный – 2 млн рублей. В прошлом году школа выиграла грант размером 1 млн рублей в благо­творительном фонде «Обнажённые сердца». Средства целевым образом были направлены на строительство специальной детской площадки для детей с ограниченными возможностями. Теперь площадка очень украшает ландшафт вокруг школы, ну и, конечно, досуг её учеников. 

В программу «Доступная среда» ангарская школа была включена в числе 55 других образовательных учреждений Иркутской области. Деньги, выделенные в рамках программы, пошли в основном на создание безбарьерной среды в школе, на закупку оборудования. Переделывать пришлось едва ли не каждый кабинет. Когда идёшь по выкрашенному голубой краской школьному коридору, глаз цепляет непривычные детали: перила вдоль стены, пандусы, широкие дверные проёмы, в которые легко может въехать инвалидная коляска. Ребята на колясках и в специальных «ходунках» то и дело попадаются на встречу. Обычно они не ходят по одному, каждому из них помогает кто-то из здоровых детей. Они дружат. 

А ещё в каждом «особом» классе есть тьютор. Это специальный педагог, который находится с ребятами целый день, помогает им передвигаться, переодеваться и делать ещё массу вещей. Кстати, только в ангарской школе введены ставки тьюторов, и это уникальный для региона опыт. 

Между тем коридор приводит нас в спортивный зал. Там у первоклашек из «особого» класса как раз идёт урок физкультуры. Малыши с диагнозом ДЦП дружно гоняют по залу… на велосипедах. Только это не простые велосипеды, а специальные, трёхколёсные, купленные по заказу для детей с нарушениями опорно-двигательной системы. Маленькие пассажиры пристёгнуты широкими ремнями, на каждом надет жилет, который помогает фиксировать положение тела. 

– Наш выпускник помог найти такую технику, – говорит Инна Морозова. – Мы смотрели аналогичные модели, но они были импорт­ного производства, стоили очень дорого. Оказалось, что такую технику делают в Новосибирске, и стоит она гораздо дешевле. Муниципалитет выделил средства, и мы смогли закупить четыре штуки. 

Это не единственный спортзал в школе, где занимаются дети с ограниченными возможностями. Например, есть ещё тренажёрный зал. Специальное оборудование установлено и в малом спортивном зале. Днём там лежат маты, тактильные дорожки. А после обеда всё это убирается и начинает работу секция борьбы. 

– У нас нет специальных помещений, где занимаются только дети-инвалиды, – говорит Инна Морозова. – Все помещения используются для той и другой категории. Просто в каждом кабинете есть оборудование, которым пользуются особые дети, а потом его можно убрать. 

В школе ведутся не только обычные уроки: наряду с предметами общеобразовательного цикла в работе школы предусмотрены групповые и индивидуальные занятия по коррекции недостатков двигательных, речевых и психических функций, которые проводят психолог, логопед, учитель физкультуры, педагог дополнительного образования. 

В кабинете первого класса, который как раз занимался физкультурой, организован и спортивный уголок и особая зона отдыха. Дети могут полежать на мягком диване, посидеть в кресле. В течение дня тьютор обязательно с каждым ребёнком сделает упражнения на тренажёре, стоящем в спортивном уголке. 

Интересно, что в особых классах успеваемость выше, чем в обычных. Инна Морозова приводит данные за прошлый год. Например, если в обычном 8 классе успеваемость по алгебре составляет 44%, то в «особом» 8В – 64%. По русскому у 8 класса – 40%, у 8В – 64%. 

– Просто дети-инвалиды более усердные, – говорит Инна Морозова. – Они не любят каникулы и ждут, когда же снова в школу. Именно школа расширяет границы их мира, поэтому так важно, чтобы каждый ребёнок мог проводить в школе хотя бы несколько часов. Кстати, для здоровых детей это тоже важно. 

А ещё важно для родителей здоровых детей, потому что именно среди родителей обычно находятся противники инклюзивного обучения. В общем, это понятно, ведь старшему поколению приходится ломать стереотипы, пронесённые через всю жизнь. В школе № 6 родители очень активно участвуют в жизни школы, и это лучшее средство победить недоверие и пре­вратить противника в самого убежденного союзника. 

– Опыт ангарской школы № 6 – один из лучших в регионе, и мы намерены транслировать его на другие образовательные учреждения, – отметила Елена Осипова, подводя итоги поездки.

Елена Осипова рассказала также, что с 2011 по 2013 годы в программу по созданию безбарьерной среды для детей-инвалидов было включено 23 школы. На приобретение оборудования, строительство пандусов, перил израсходовано около 20 млн рублей. В 2014 году в программу включено уже 55 образовательных организаций, финансовое обеспечение составило 100 млн рублей. В 2015 году ещё 20 школ будут адаптированы для детей с ограниченными возможностями. 

Читайте также

Подпишитесь на свежие новости

Мнение
Проекты и партнеры