Нет предела совершенству
Региональный закон о выборах мэров ждут новые поправки
Новый способ избрания мэров, введённый федеральным законодателем и фактически дающий возможность упразднить «двухглавую» власть в муниципалитетах, поставил иркутских законодателей в неудобное положение. Только в декабре был принят закон о введении в Иркутске института сити-менеджмента, как оказалось, что распиаренное местной «ЕР» «разумное» разделение власти между мэром и сити-менеджером федеральному законодателю уже показалось неразумным. Он снова изменил правила игры и недвусмысленно предложил муниципалитетам сосредоточить власть в руках только одного человека. На сессии 24 декабря, когда депутаты своим решением ввели в Иркутске «двухглавую» власть, один парламентарий сказал: «В мае приняли один закон, потом «ой, чиновник позвонил, мы его переделали». Похоже, что закон придётся переделывать ещё раз. Председатель комитета по госстроительству Борис Алексеев на прошлой неделе уже заявил СМИ, что поправки будут вноситься для рассмотрения на февральской сессии ЗС.
Федеральный закон № 8-ФЗ «О внесении изменений в статьи 32 и 33 ФЗ «Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан РФ « и ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в РФ» считается вступившим в силу с 3 февраля 2015 года. В законе есть две основные новации, обе достаточно любопытны. Первая призвана усложнить жизнь депутатам, которые решают конфликтные ситуации в муниципалитете путём роспуска Думы (в Иркутской области такие прецеденты достаточно часты). Теперь все депутаты признаются «условно виновными» за роспуск Думы в результате невозможности собрать кворум (правомочное заседание) в течение трёх месяцев подряд. Такие депутаты не могут быть выдвинуты кандидатами на выборах, назначенных в связи с указанными обстоятельствами. Исключение составляют парламентарии, которые через суд сумели доказать, что их вина в непроведении заседаний Думы отсутствует. На выборы «распущенцам» придётся теперь идти с бумагой из суда.
Вторая новация вызвала больший ажиотаж. В очередной раз федеральный законодатель поменял правила игры при избрании глав муниципалитетов. Статья 2 закона № 8-ФЗ вводит новую форму выборов главы муниципального образования. Мэра, согласно этой норме, может избирать представительный орган муниципалитета из числа кандидатов, представленных конкурсной комиссией, созданной на паритетных началах губернатором и местной Думой. «Предусматривается, что такой глава муниципального образования возглавляет местную администрацию», – заявлено на сайте президента РФ. Напомним, ранее законодательство разрешало два способа избрания мэра: на прямых выборах и из числа депутатов местной Думы. Во втором случае мэр избирается из числа депутатов, а глава администрации (сити-менеджер) назначается на основе решения конкурсной комиссии.
В абзац 17 части 1 статьи 2 Федерального закона №131-ФЗ вносится поправка как раз о той самой конкурсной комиссии. Выборное должностное лицо муниципалитета избирается либо на прямых выборах, «либо представительным органом муниципального образования из своего состава, либо представительным органом муниципального образования из числа кандидатов, представленных конкурсной комиссией по результатам конкурса, либо на сходе граждан».
Глава муниципального образования сейчас, будучи избранным парламентом из своего состава, исполняет полномочия его председателя с правом решающего голоса. И не может одновременно исполнять полномочия председателя представительного органа муниципального образования и полномочия главы местной администрации. Для этого нужен сити-менеджер. По новой редакции закона депутат, избранный из состава парламента главой МО, имеет выбор – он либо является председателем парламента, либо прекращает полномочия депутата и возглавляет местную администрацию. Сити-менеджера не требуется. Если же выбор осуществляется конкурсной комиссией из числа кандидатов, представленных местной Думой и губернатором, то мэром и главой администрации становится человек, избранный парламентом.
Порядок проведения конкурса по отбору кандидатур на должность главы муниципального образования устанавливается местной Думой. Не позднее чем за 20 дней до проведения такого конкурса публикуются его условия, сведения о дате, времени и месте его проведения. Общее число членов конкурсной комиссии устанавливается Думой. В муниципальном районе, городском округе половина членов конкурсной комиссии назначается Думой, а другая половина – высшим должностным лицом субъекта, то есть губернатором.
Для иркутских законодателей принятый Федеральный закон оказался особенно неприятным. В мае прошлого года ЗС Иркутской области приняло региональный закон, согласно которому в Приангарье сохраняются прямые выборы глав муниципалитетов. Однако уже в ноябре, в связи с федеральной кампанией по вводу институтов сити-менеджмента в крупных городах РФ, законодателям пришлось начать процедуру изменений, вводя «двухглавую» систему власти в областном центре. В декабре были приняты весьма скандальные поправки в закон «О выборах органов местного самоуправления в Иркутской области», отменяющие прямые выборы мэра областного центра и вводящие институт сити-менеджмента. Общественная организация «Гражданский комитет» провела пикет и митинг, а также сбор подписей за сохранение процедуры прямых выборов мэра (было собрано 2132 подписи). «В сегодняшних, весьма непростых условиях, когда у нас множество вызовов, объективно сложившихся, городу нужен человек, который знает городское хозяйство», – сказала тогда, на сессии 24 декабря, где принималось судьбоносное для Иркутска решение, спикер ЗС Людмила Берлина. Основной аргумент сторонников закона был в том, что функции главы города и управляющего администрацией нужно развести, поскольку один человек с двумя функциями справляется плохо. Однако федеральный законодатель своим январским «выходом из-за печки» сломал всю отработанную региональную риторику, поскольку предложил вообще устранить разделение властей.
«Мы же себя дискредитируем, друзья мои, – сказал на сессии 24 декабря депутат от КПРФ Илья Сумароков. – В мае приняли один закон, потом «ой, чиновник позвонил, мы его переделали». Сейчас, похоже, снова «чиновник позвонил», и всё снова придётся переделывать». «Если бы иркутские депутаты не поторопились, а послушали голос общественности и вынесли законопроект на публичное обсуждение, то не были бы в такой дурацкой ситуации сейчас, – считает региональный координатор ассоциации «Голос» Алексей Петров. – Вот эти их «быстрей-быстрей» окажут им ещё не раз медвежью услугу. Все идеи абсолютно сырые, пишутся на коленке в коридорах, а не в кабинетах, поэтому те регионы, которые исполняют их без реальных общественных обсуждений, и попадают впросак. Удивительно, что региональная власть – и исполнительная, и представительная – снова не прокомментировала новые предложения федералов». «В одном романе Улицкой была хорошая фраза: «Я буду поступать как хочу, а ты будешь объяснять, почему это правильно», – заметил новосибирский политолог Алексей Мазур. – В таком положении находятся не только местные депутаты, но и мэры и губернаторы. Почему данное решение принято в Москве, мне не известно, но это уже не имеет никакого значения. Всем давно понятно, что изменения в избирательном законодательстве никакого отношения к повышению качества местного самоуправления не имеют. Понятно в том числе и рядовым избирателям».
Глава комитета по госстроительству Борис Алексеев уже заявил СМИ, что федеральные поправки будут рассматриваться на заседании комитета, очередное заседание которого 16 февраля. Ближайшая сессия ЗС пройдёт 18 февраля. Поскольку в марте должен будет покинуть кресло мэра нынешний глава Виктор Кондрашов, нужно торопиться. Поправки в Устав Иркутска, наверняка уже подготовленные под «двухглавую» систему власти, теперь с высокой долей вероятности оказываются ненужными. Новые поправки откладываются до того момента, пока не будет в очередной раз переписан региональный закон, регулирующий порядок избрания органов местного самоуправления.