Диагноз «рак» не всегда фатален
Онкология – вторая после сердечно-сосудистых заболеваний причина смертности. В мире, в России и в Иркутской области отмечается ежегодный прирост раковых заболеваний, за последние 10 лет он составил 20%. В Приангарье уровень заболеваемости выше общероссийского. Около 50% опухолей выявляются на первой и второй стадии заболевании, столько же – на третьей и четвёртой, когда возможности лечении ограничены. «Но рак – не приговор», – убеждён Дмитрий Пономаренко, заведующий отделением химиотерапии областного онкологического диспансера, кандидат медицинских наук. Это один из наиболее часто встречающихся диагнозов во всём мире, и фатальным он уже не является.
Впереди Москвы, но позади Тывы
Рост заболеваемости злокачественными образованиями и в России, и в Иркутской области, как это ни кощунственно звучит, нельзя назвать плохим показателем. Прежде всего потому, что этот факт говорит и о повышении выявляемости злокачественных образований. Сегодня в Иркутской области заболеваемость составляет 424 человека на 100 тысяч населения, эти цифры выше среднероссийских – по стране показатель составил 373 человека на 100 тысяч. Никаких логических объяснений и однозначного ответа, почему в нашем регионе уровень заболеваемости раком выше, чем в других, нет. В республике Тыва этот показатель составляет меньше 300 человек на 100 тысяч населения, а в Барнауле и Москве показатели выше, чем в Приангарье. Если в 2012 году показатель смертности составлял 202 человека на 100 тысяч, то в 2014 – 200 человек на 100 тысяч.
Одной из самых больших проблем была и есть поздняя выявляемость онкологических заболеваний. Сегодня менее половины больных начинают лечить при первой и второй стадии заболевании, а около 30% ставится на учёт с четвёртой стадией, когда возможности лечения значительно ограничены. Но ещё 3-4 года назад этот показатель составлял 33-34%, и положительная тенденция есть. По-прежнему чуть ли не каждый третий больной приходит с распространённым опухолевым процессом, что, конечно, сказывается на отдалённых результатах лечения. Есть ещё один показатель, характеризующий состояние онкологической помощи – так называемая одногодичная летальность. И в России, и в Иркутской области эта цифра соответствует 29% больных. Именно такое количество людей не переживают год с момента постановки диагноза.
Говоря о проценте выздоровления, медики констатируют, что в Иркутской области 51% больных находится под наблюдением 5 лет и более. Даже если пациент пролечен радикально, риск рецидива наиболее высок в первые годы после окончания лечения. По истечении пяти лет риск заболеть раком вновь практически сходит на нет. Кстати, по этому показателю по Иркутской области тоже есть определённая положительная динамика: 4 года назад процент больных, наблюдающихся 5 лет и более, составлял 48%.
Здоровье как персональная ответственность
Конечно, всех интересует, как защитить себя от онкологических заболеваний. Полного ответа на этот вопрос никто не даст. Но у врачей есть свои рекомендации.
– Очень важна так называемая первичная профилактика, когда мы можем повлиять на заболеваемость и снизить количество онкологических случаев: отказ от курения, правильное питание, здоровый образ жизни – эти простые рекомендации позволят снизить вероятность развития злокачественной опухоли, – отмечает Дмитрий Пономаренко, заведующий отделением химиотерапии областного онкологического диспансера, кандидат медицинских наук. – По оценке Всемирной организации здравоохранения, приблизительно 40% новообразований можно предотвратить как раз на личностном поведенческом уровне. Например, у мужчин рак лёгких занимает первое место среди всех новообразований. И именно курение – основная причина рака лёгких, который в структурной патологии находится на ведущих местах. 90% больных – курильщики со стажем. И менее 10% случаев рака лёгких встречается у некурящих. Правильное питание играет свою роль в профилактике опухолей желудочно-кишечного тракта, рака толстой кишки. Снижения потребления консервированных продуктов, достаточное содержание овощей, фруктов и пищевой клетчатки – это простые рекомендации, которые может выполнять каждый человек. И они тоже коррелируют заболеваемость определёнными злокачественными опухолями. На что ещё может повлиять человек? На вирусные инфекции. Например, рак печени часто развивается на фоне вирусных гепатитов, особенно группы В. Сейчас возможна вакцинация от гепатита В, и её проведение необходимо. Другая патология – рак шейки матки, в его возникновении основную роль играет вирус папилломы человека. Контроль над этой патологией будет вести к снижению заболеваемости. На рак кожи и образование меланом влияют инсоляции, агрессивного солнца нужно стараться избегать.
Есть ещё и вторичная профилактика, она не предотвратит появление рака, но позволяет выявить пациентов на ранних стадиях и, соответственно, повысить вероятность полного излечения, снизить объём лечения, моральные и материальные потери. Вторичная профилактика – это тщательное обследование организма, анализы, скрининги.
– Можно ли диспансеризацию, которую сегодня вновь активно вводят в поликлиниках, отнести к вторичной профилактике?
– В каждом районе Иркутской области есть онкологические кабинеты. Но всё же диспансеризация в большей степени подразумевает не выявление первичных больных, а учёт и наблюдение за теми больными, которым уже установлен диагноз и кто получает лечение. Если говорить о выявлении, то на сегодня этим в большей степени занимается общая лечебная сеть. Система профосмотров была достаточно развита в Советском Союзе, затем сильно утратила свои позиции, но сегодня возвращается. Многие предприятия обследуют своих работников, есть определённые программы профосмотров, есть программы формирования групп риска по определённой патологии. При таком масштабном обследовании населения обычно выявляются наиболее распространенные опухоли – рак лёгких и желудка, у женщин – рак молочной железы. Но куда важнее повышение общей грамотности населения: каждый человек должен сам отвечать за своё здоровье. К сожалению, не существует симптомов раннего рака. Рак тем и опасен, что на ранних стадиях никак себя не проявляет – не будет болевого синдрома, похудания, снижения аппетита, повышения температуры. Симптоматика появляется на распространённых стадиях. Поэтому каждый человек должен регулярно периодически обследоваться, а с появлением любой неблагополучной симптоматики должна быть онкологическая настороженность. Это касается как населения, так и врачей общей лечебной сети. Первопричиной любого длительного недомогания с высокой вероятностью может быть злокачественная опухоль.
– Если человек проявляет сознательность, куда ему обращаться? В поликлиниках большой поток пациентов, и врачи-терапевты и узкие специалисты не всегда могут уделить должное внимание каждому.
– Конечно, первым местом обращения обычно является поликлиника по месту жительства. Но есть и платные медцентры, есть онкодиспансер, сейчас мы разрабатываем программы по раннему выявлению злокачественных опухолей. Врач после осмотра определит степень риска, расскажет, на что следует обратить внимание, подберёт необходимый диагностический минимум обследования, который нужно провести в соответствии с возрастом и степенью риска. Но это тоже программы платные.
– Получается, государству выгоднее оплачивать запущенные случаи, то есть проще лечить рак, чем сделать подобные программы бесплатными?
– Профилактическая медицина – это персональная ответственность человека, который заботится о своём здоровье, и в какой-то степени ответственность работодателя. Ранним выявлением занимается и должна заниматься общая лечебная сеть, проявляя онкологическую настороженность. Онкодиспансер не может на себя взять всё население, чтобы обследовать его. Возьмём в качестве примера рак груди: обычный врачебный осмотр и самообследование в 90% могут выявлять его на ранних стадиях. Молодым женщинам достаточно УЗС, женщинам старше 40 лет – маммографии, разрешающая способность которой позволяет видеть опухоль в полсантиметра. А между тем 15% женщин поступают к нам с четвёртой стадией заболевания, ещё порядка 25% – с третьей стадией, хотя эти опухоли видны на глаз. Поэтому так важна ответственность за своё здоровье у каждого человека.
– Есть такое мнение, что рак – это болезнь эмоций. Рассматривают ли врачи эту версию?
– Стрессовые психологические нагрузки играют определённую роль, но не решающую. Канцерогенез или развитие опухоли – это процесс многоступенчатый, который контролируется различными системами организма начиная от клеток и заканчивая макроуровнем. Невозможно объяснить только иммунной системой развитие злокачественной опухоли. Любая злокачественная опухоль – это поломка в генетическом аппарате клетки, которая возникает под действием определённых вредных факторов в течение жизни. Появляются определённые мутации, которые характеризуются появлением делящихся бесконтрольно клеток. Чтобы опухоль реализовалась, должна быть поломка на том этапе, который контролирует выведение этих клеток. Появление большого количества клеток приводит к иммунному ответу, это уже следующий этап поломки. Ну и если говорить о стрессовых ситуациях, это влияние на тот же общий иммунный ответ. Но сказать, какой процент заболеваемости связан именно со стрессовым воздействием, невозможно.
Тем не менее, несмотря на столь широкую распространённость рака, врачи призывают не бояться болезни.
– Злокачественные опухоли, особенно на ранних стадиях, неплохо лечатся. Например, на ранних стадиях в большинстве случаев вылечивается рак молочной железы, а это одна из наиболее часто встречаемых патологий, – подчеркнул Пономаренко. – И за последние годы произошла буквально революция в лечении и выживаемости таких больных. 30 лет назад стандартным методом лечения была мастэктомия по Холстеду, когда удалялись грудные мышцы, вся клетчатка, пациентки становились инвалидами из-за объёма операций, потому что он приводил к нарушению функций конечностей, нарушению лимфотока, при этом не исключалась возможность развития вторых опухолей. Сегодня же наши доктора в полной мере владеют технологиями, которые используют в цивилизованном мире, это органосохраняющие операции, экономное иссечение лимфатических коллекторов. Уже есть понимание биологических молекулярных механизмов развития опухоли, существует огромный арсенал лекарственной терапии. В Иркутском онкодиспансере, в отличие от многих соседних регионов, бесплатно проводится сложная дорогостоящая диагностика и лечение. Мы участвуем в международных клинических исследованиях, внедряем новые препараты. Сегодня в онкологии много делается для повышения процента выздоровевших и излечившихся, для продления жизни человека. Поэтому на сегодня диагноз «рак» далеко не всегда фатален.