Уступи дорогу маячкам!
Конец рабочей недели на дорогах Иркутска ознаменовался подобием фейерверка и праздничных гирлянд – в городе проходила профилактическая операция «Маячок». Несерьёзное название (некоторые сотрудники вовлечённых экстренных служб шутливо называли её «операция «Маньячок») с лихвой искупалось серьёзностью её целей: мероприятие проводилось с целью привлечения внимания водителей к предоставлению преимущества специальному транспорту с включёнными световыми и звуковыми сигналами. Сценарий операции не отличался замысловатостью: автомобили медицины катастроф, спасателей и службы пожаротушения в сопровождении экипажей ДПС «осуществляли выезд» на неотложное задание. Мероприятия проходили на оживлённых улицах города с плотным движением автотранспорта.
Созрели объективные причины
По сути, операция «Маячок» плановая и проводится по мере необходимости – последний раз она проходила в Иркутске в мае прошлого года. «Меру необходимости» при этом определяет сознательность на дорогах самих водителей – дату очередной операции назначают, когда водители всё больше начинают игнорировать машины пожарной службы и скорой помощи. Последнее время эти операции были абсолютно профилактическими – вежливость на дорогах Иркутска соблюдалась на должном уровне, и на прошлом «Маячке» задержали всего одну машину, водитель которой ко всему прочему оказался пьян и без документов.
Однако когда «Иркутский репортёр» попытался узнать причины проведения очередного рейда именно в конце января, а не позже или раньше, то история оказалась с элементами детектива. Для этого рейда была конкретная причина, а именно кто-то совсем недавно не пропустил машину скорой помощи, и вроде даже были какие-то тяжёлые последствия. Но вот конкретный случай до конца прояснить так и не удалось. Экипаж аварийно-спасательной службы, занятый в операции, был уверен, что две недели назад на улице Байкальской не пропустили машину скорой помощи, которая везла ребёнка с другого ДТП, в районе плотины ГЭС. В пресс-службе ГИБДД прокомментировали, что случаев было как минимум более одного, но достоверно известно об аварии в Ангарске 31 декабря: там в предновогоднюю ночь частная «Хонда» не уступила на перекрёстке дорогу скорой помощи, более того, вылетела ей наперерез и протаранила карету врачей с такой силой, что она опрокинулась набок. Однако пострадавших в той аварии не зарегистрировано, скорая помощь только отправлялась на вызов. Кроме того, был ещё один случай в одном из близких к Иркутску районов области, но о нём сотрудникам ГИБДД известно со слов одного из водителей, и документального подтверждения он пока не имеет.
Тем не менее для организации очередного рейда в Иркутске уже созрели объективные предпосылки, и очередную операцию «Маячок» провели в областном центре 28 и 29 января. Чтобы напомнить водителям о взаимной вежливости и соблюдении отдельных правил дорожного движения, нарушение которых карается по статье 12.17 КоАП: «Непредоставление преимущества в движении маршрутному транспортному средству или транспортному средству с включёнными специальными световыми и звуковыми сигналами…».
Проверки на дорогах
С утра в среду, 28 января, в спецроте ДПС на Чайковского царила нехарактерная суета: здесь собрались не только представители ГИБДД, но и пожарные, врачи скорой помощи, журналисты – все нервно ждали задерживающихся на вызове спасателей МЧС. Развод от этого стал суетливым: к обычным патрулям ДПС прикрепляли по машине спецслужбы и по паре журналистов – профилактика, в частности, состояла и в широком освещении операции местными СМИ.
– Так, кто едет со спасателями? «Перец»? Садитесь в экипаж ДПС № 29, – буднично раздавались странные команды в гаражном боксе спецроты. – «Репортёр»? Поедешь на самих спасателях, потом поменяешься с «Перцем» машинами…
Операция начинается стремительно – спецмашины со следующим за ними сопровождением ДПС разъезжаются по закреплённым районам города: спасатели – в Свердловский, пожарные – в Ново-Ленино, скорая помощь – в центр города. У каждой команды – список наиболее загруженных улиц, где водителям необходимо напомнить об их ответственности.
– Сколько всего видов машин со спецсигналами? – интересуется у «прикреплённого» к себе экипажа ДПС «Иркутский репортёр». – Ну, понятно, «Скорая», пожарные, спасатели МЧС, вы… А кто ещё?
– Есть ещё ФСКН, то есть наркоконтроль, у их машин своя характерная зелёная окраска. Есть машины ГУ ФСИН. Есть лесная охрана…
– Лесной охране-то зачем машины со спецсигналами? Куда им торопиться? – удивляется «Иркутский репортёр», но офицер пожимает плечами:
– Может, на пожар?
– А если на гражданской машине установлен спецсигнал, её обязаны водители пропускать?
– На гражданской машине не может быть спецсигналов, – непреклонно отвечает сотрудник ДПС. – Она может ехать со спецсигналами только в сопровождении. У нас в Иркутске лишь одна гражданская машина с маячками – это «Мерседес» губернатора. На что есть специальное разрешение, которое даётся правительством страны. Но у нас губернатор не ездит один – только в сопровождении…
Он задумывается, неожиданно вспоминает и приоткрывает завесу служебной тайны:
– В позапрошлом году было, что губернаторам отменили кортежи, сказали – ездите сами, без сопровождения. Они полгода покатались, везде пробки, никто не пропускает – и это распоряжение отменили, вернули сопровождение. И сейчас водители обязаны уступать дорогу только машинам в специальной окраске со спецсигналами. Вот видите, – он листает замусоленный от постоянного употребления циркуляр и читает: – «Нанесённые на наружной поверхности машины специальные графические схемы и надписи, с включённым проблесковым маячком синего цвета…»
– То есть, если губернатор на своей машине поедет куда-нибудь по городу без сопровождения, ему можно дорогу не уступать? – тихо задаёт еретический вопрос «Иркутский репортёр», но офицер не отвечает – видимо, не слышит вопрос, тонущий в визге спецсигнала и гнусавом голосе мегафона, погоняющем замешкавшегося автолюбителя: «Водитель «Тойоты», госномер… Внимательнее смотрим в зеркала заднего вида!!!»
Правила предписывают водителю, услышавшему за кормой спецсигнал, быстро сориентироваться в ситуации и принять либо вправо, либо влево или остановиться, но в любом варианте уступить дорогу. Неуступчивым грозит штраф в размере до пятисот рублей либо лишение прав до трёх месяцев. В принципе, подчёркивают сами постовые службы ДПС, водители у нас вежливые и в обычных условиях стараются всё-таки дорогу уступать. Есть, правда, «группы риска» – самые вредные на дорогах молодые девушки и, как ни странно, старики.
В этот момент водитель нашей машины замечает, что «таблетку» с сине-оранжевой раскраской спасателей игнорирует маленькая «Пежо». Ей дают сигнал прижаться вправо – она упрямо ползёт мимо остановки «Посёлок Энергетиков» и лишь потом неохотно останавливается на обочине. Из неё выходит миловидная женщина.
– У нас проходит оперативно-профилактическое мероприятие, – козыряет ей сотрудник ДПС. – За вами ехал «УАЗ» с проблесковыми маячками, вы ему не предоставили преимущество…
– Ну я же повернула! – не соглашается женщина. – Остановку проехала и отвернула с дороги…
Оформление переносится в машину ДПС.
– Видели машину МЧС? – сурово спрашивает водитель экипажа ДПС, составляющий протокол.
– Да, ну я же перестроилась…
– Что с видео? – спрашивает он у коллеги, тщетно взывающему в рацию. – Звони «Миражу»!
Получив подтверждение, что шедший впереди экипаж ДПС заснял нарушение на видео, офицер продолжает писать протокол.
– Можно посмотреть видео? – въедливо спрашивает женщина. – Я ведь, как увидела маячки, сразу стала смотреть, чтобы справа никого не было, и как только просвет освободился, сразу съехала.
– Придёте на административную комиссию – там всё увидите, – успокаивает сотрудник. И они довольно мирно договариваются о времени прихода нарушительницы на административную комиссию. Сознательность женщины объясняется просто – она сама работает помощником судьи.
– Когда вы говорите через громкоговоритель, вообще непонятно, к кому обращаетесь, я остановилась на всякий случай, – признаётся женщина.
– Скажите, а вы часто встречаете на дороге машины со спецсигналами? – интересуется «Иркутский репортёр».
– Нет. Я на этой машине езжу год и до сегодняшнего дня вообще со спецсигналами не сталкивалась… Я просто утром рано еду на работу, поздно вечером – с работы, и в часы пик как-то не замечала.
Попрощавшись с помощником судьи, наша машина трогается с места, взывая в эфир: «54 65, ответьте, 54 65, на связь…». Оказывается, позывной нашей машины – «Байкал 54», позывной головного экипажа – «Байкал 64». Не докричавшись в рацию, офицер набирает телефон на мобильнике и обиженно говорит в цивильную связь: «64-й, вы чего рацию не берёте?»
Итоги «Маячков»
За время проведения операции «Маячок» сотрудники специальной роты ДПС привлекли к административной ответственности одиннадцать водителей. Объяснения невнимания к спецсигналам не отличались оригинальностью. Одна девушка оправдывалась тем, что не слышала ничего вокруг из-за гремящей в салоне музыки. Другая оказалась ещё более тугой на ухо, несмотря на очевидную молодость и красоту – ей и вовсе помешала услышать световые и звуковые сигналы, а также увещевания сотрудников ГИБДД в мегафон обычная меховая шапка с опущенными ушами. Ещё один мужчина сильно развеселил выписывающих ему штраф сотрудников полиции своим объяснением – он так растерялся от грохота и блеска спецсигналов, что, когда его громогласно попросили прижаться вправо, он перепутал стороны и стал прижиматься влево, к разделительной полосе.
При этом забавно выглядит «рейтинг важности» проблесковых маячков для водителей частного и общественного транспорта. Оказывается, наибольшим уважением пользуется скорая помощь – за два дня операции из одиннадцати запротоколированных случаев её не пропустили всего один раз. На втором месте – пожарные, которых не пропустили четыре раза. И менее всего водители уважают оранжево-синие полоски на бортах машин МЧС – большая часть оштрафованных автовладельцев не пропустила именно их. При этом следует помнить, что в этом рейтинге не учтены машины полиции, которые наверняка заняли бы лидирующее положение по уровню водительского уважения. По вполне понятным причинам…