издательская группа
Восточно-Сибирская правда

Шанс быть услышанным

  • Автор: Наталья ИВАНОВА

На четыре дня Иркутский театр юного зрителя им. А. Вампилова окунулся в мир экспериментов, неожиданных решений и творческого поиска. Всему «виной» международный молодёжный театральный проект «Открытые двери», творческая лаборатория «Молодые режиссёры – детям».

Этот театральный проект проводится уже в 15-й раз, у нас в городе впервые. Участники проекта – молодые режиссёры со всей России. У них непростая задача – за максимально короткий срок – 4 дня – представить на суд зрителей готовый 20-минутный отрывок из выбранного произведения с участием актёров Иркутского ТЮЗа. 

– В этом году было прислано 46 творческих заявок из разных регионов: Москвы, Омска, Луганска, Улан-Удэ, Санкт-Петербурга, Баку, Новороссийска, Краснодара и даже с острова Кипр, – рассказывает координатор проекта «Открытые двери» Российского академического молодёжного театра (РАМТ) Ирина Аверина. – В итоге мы выбрали пять участников лаборатории. Нам очень приятно, что Иркутский театр откликнулся, ведь это непредсказуемый эксперимент, участники проекта впервые в Иркутске увидели ваших актёров. Если можно так сказать, сейчас они как слепые котята, никто не знает, что получится в результате, но практика показала, что подобные эксперименты чрезвычайно полезны как для самих режиссёров, так и для всей труппы в целом. Такой выплеск необходим каждому творческому коллективу как глоток свежего воздуха. 

Как рассказал на пресс-конференции главный режиссёр Иркутского ТЮЗа Андрей Сидельников, для участия в театральной лаборатории необходимо было отправить творческую заявку, в которой следовало указать свою биографическую информацию и представить экспликацию – полный разбор будущего спектакля.

– На самом деле мы отбирали материал по потребностям театра, – рассказывает Андрей Сидельников. – Мы выбрали пять заявок, которые интересны именно нашему театру, нашим актёрам, материал, в котором нуждается наш зритель. В итоге в репертуарном листке лаборатории есть и современная пьеса, и классика. 

Участников лаборатории не ограничивали в выборе сценического материала, главным условием было обращение пьесы к подростковой и молодёжной аудитории. В итоге получился уникальный коктейль, где есть место и А. Островскому («Воспитанница», режиссёр Виктория Пучкова, г. Москва), и остросоциальному А. Геласимову («Нежный возраст», режиссёр Татьяна Воронина, г. Москва), и Ю. Клавдиеву («Заполярная правда», режиссёр Игорь Лебедев, г. Санкт-Петербург), и таинственному А. Платонову («Возвращение», режиссёр Ирина Астафьева, г. Барнаул), и гротескному В. Гомбровичу («Ивонна, принцесса бургундская», режиссёр Евгений Бабаш, г. Омск). Сами участники лаборатории так обосновали свой выбор сценического материала. 

– Я выбрала пьесу Островского «Воспитанница» неслучайно, – рассказывает Виктория Пучкова. – На мой взгляд, несмотря на то, что она написана более 100 лет назад, сегодня она весьма актуальна. Главной героине 17 лет. Она только-только сталкивается со взрослой жизнью. А этот период подростки как проходили во времена Островского, так проходят и сейчас. Первая любовь, предательство, разочарование, надежды, поиск себя в мире взрослых. «Воспитанница» – это своего рода набросок, который позже нашёл продолжение в «Грозе». Здесь затронута тема успешности женщины, поиска жизненного компромисса. Думаю, сегодня эта тема особенно актуальна.

– Для меня театр необходим прежде всего для того, чтобы остро вмешиваться в нашу повседневную жизнь, – рассказывает ещё студент IV курса Санкт-Петербургской академии искусств Игорь Лебедев. – Для лаборатории я выбрал пьесу современного автора Ю. Клавдиева «Заполярная правда». Пьеса остросоциальная, и мне очень интересно, как её будет воспринимать иркутский зритель. 

Режиссёр из Омска Евгений Бабаш отнёсся к выбору материала не столь щепетильно. Как он сам сказал: «Материал был выбран случайно. Читал одно, хотел другое, выбрал третье».

– С прозой Геласимова я познакомилась сравнительно недавно, – рассказывает режиссёр из Москвы Татьяна Воронина. – И сразу почувствовала, что он необыкновенно сценичен. В его произведениях содержится мощное остросоциальное послание, которое адресовано именно подростковой аудитории. На мой взгляд, подростки – самая нуждающаяся в театре категория людей. В театр они приходят именно для того, чтобы решить какие-то свои проблемы, найти ответы на вопросы, попробовать разобраться в сложных жизненных ситуациях. Новелла «Никто не может этого изменить» по рассказу «Нежный возраст» – это дневник мальчика-подростка. Это жёсткая, пронзительная, исповедальная история. Очень хочется, чтобы нас услышали в зале. 

– На мой взгляд, Андрей Платонов – это ещё совсем мало изученный, таинственный мир, – рассказывает режиссёр из Барнаула Ирина Астафьева. – Он притягивает своей непознанностью, внутренне зажигает, в его прозе содержатся какие-то сокровенные тайны. Интересно его разгадать, открыть, озвучить. Рассказ «Возвращение» – о духовном прозрении человека, о духовном росте над собой вчерашним. В рамках лаборатории мне бы хотелось постараться найти сценическое звучание мира Андрея Платонова. 

Отрывки именно из этих произведений смог увидеть иркутский зритель 18 января на сцене Иркутского театра юного зрителя. Как сообщил директор ТЮЗа Виктор Токарев, в постановках была занята почти вся труппа театра, репетиции велись параллельно на пяти сценических площадках. Такой творческий стресс оказал благоприятное влияние на весь коллектив ТЮЗа. 

На заключительный этап лаборатории приехало экспертное жюри, в состав которого вошли видные театральные деятели из Москвы – Ольга Глазунова, Владимир Спешков, Татьяна Тихоновец, Ирина Аверина, и театральные критики из Иркутска – Сергей Захарян и Виталий Нарожный. По окончании всех про-смотров состоялось коллективное обсуждение мини-спектаклей участников лаборатории, где члены жюри высказали своё компетентное мнение по каждому отрывку. Победителей лаборатории выбирали путём зрительского голосования в зале. Каждый зритель мог проголосовать за понравившийся отрывок. Также проводилось голосование в социальной сети «ВКонтакте». 

В итоге мнения зрителей и пользователей сети разделились, победителем лаборатории по зрительскому голосованию в зале стала работа Ирины Астафьевой «Возвращение», второе место зрители отдали Татьяне Ворониной с «Никто не может этого изменить», третьим стал Игорь Лебедев с «Заполярной звездой», четвёртое место у Евгения Бабаша и «Ивонна, принцесса…», работа Виктории Пучковой «Воспитанница» получила 52 голоса. Результат голосования в социальной сети «ВКонтакте» несколько иной, победителем лаборатории стал Игорь Лебедев («Заполярная звезда»), второе место – Евгений Бабаш («Ивонна, принцесса…»), третье – у работы Татьяны Ворониной. Окончательное решение, кто станет победителем лаборатории и чей спектакль будет поставлен на сцене Иркутского ТЮЗа в 2015 году, примет художественный совет театра, в который входят ведущие актёры, руководство театра и театральная общественность.

Читайте также

Подпишитесь на свежие новости

Фоторепортажи
Мнение
Проекты и партнеры