Синтез красоты и правды
В областном художественном музее имени Сукачёва проходит персональная выставка народного художника России, действительного члена Академии художеств РФ, почётного гражданина Иркутской области Анатолия Алексеева
«Его всегда влекли крупные публицистические темы, он постоянно стремится сказать в своих работах самое главное, самое существенное, что и должно волновать настоящего художника. И в этом опять-таки нет самоцели, а лишь живая естественная потребность. Постоянно спрашивать с себя, каждый день держать ответ о сделанном – к этому привык Анатолий Алексеев, это стиль его работы, стиль жизни. Он хорошо знает смысл таких слов, как «долг», «обязанность», «необходимость». Эта цельность натуры диктует его творческий стиль, в котором ясность композиции, гармония сильных глубоких красок, энергичный ритм сочетаются с философским осмыслением самых простых, самых доступных образов и явлений реальной нашей жизни. Человек – это целый мир, говорим мы. Тем более художник, творец, который жадно вбирает впечатления всей нашей жизни, чтобы обобщить их, осмыслить, поделиться со зрителем».
Надеюсь, читатель извинит меня за столь пространную выдержку из статьи, опубликованной в одном из номеров «Восточки» в 1979 году. Очерк под названием «Направленность таланта» был посвящён золотому юбилею замечательного мастера изобразительного искусства, члена правления Союза художников СССР Анатолия Алексеева.
35 с лишком лет минуло с той поры! И вот подошла и уже осталась позади очередная дата – 85-летие. Знаю Анатолия Ивановича много-много лет, а он всё тот же – энергичный, думающий, созидающий. Одно слово – подвижник! Достойным подарком мастеру стала большая персональная выставка в областном художественном музее имени Сукачёва, поздравления коллег, друзей, многочисленных поклонников его неувядающего таланта. «Блеск в искусстве и проза в жизни – не для него. Ему нужен ровный приподнятый тон везде, потому что в ровном тоне для него – естественность, а в естественности – основа гармонии», – сказал о творчестве Анатолия Ивановича искусствовед Павел Муратов. И угадал в те же далёкие семидесятые не только стиль и направленность творчества художника, но и сам его характер – уравновешенный, спокойный и несуетный.
Впечатляют, если не сказать потрясают, своей глубиной и мощью картины художника «Легендарная хроника» (1967), «Строители-скалолазы Саянской ГЭС» (1974), «Портрет строителя БАМа из Звёздного Василия Тузенко» (1977), «Солдаты стройбата» (1965), портрет фотокорреспондента ТАСС Михаила Минеева (1977), триптих «Ежегодно 9 Мая в парке культуры» (1979), портрет писателя Валентина Распутина с матерью Ниной Ивановной и дочерью Машей (1979), диптих «Родители» (1985)… Да разве назовёшь всё, что прошло через сердце и душу мастера, что волновало и продолжает волновать нас, его благодарных земляков. Десятки, сотни живописных шедевров! Пейзажи Анатолия Алексеева одухотворены, лиричны, портреты глубоко психологичны, сделаны рукой знающего и любящего своё дело мастера.
Думается, нелишне оглянуться назад и вспомнить основные вехи его непростого, содержательного жизненного пути. Родился в селе под названием Родина, что в Алтайском крае. В середине сороковых семья перебралась в Иркутск, здесь Анатолий оканчивает среднюю школу № 11, поступает в Иркутское художественное училище, где работали одарённые и опытные педагоги. Наставником Алексеева стал Александр Крылов, окончивший Ленинградский институт живописи, скульптуры и архитектуры. Правдивый и тонкий живописец, чуткий и деликатный человек, Крылов научил своего питомца, пожалуй, самому главному – заботиться, как говорят в театре, не о себе в искусстве, а об искусстве в себе. Больше всего учителю импонировали те черты характера будущего художника, которые говорили об истинном, правдивом, честном и человечном в душе и мыслях ученика.
Большие просторы жизни и творчества, конечно же, влекли. И Анатолий Алексеев поступает в Харьковский художественный институт вместе с иркутскими друзьями – будущими мэтрами живописи Глебом Богдановым и Аркадием Вычугжаниным. К слову, за исполнение дипломной работы – картины «Расстрел Бабушкина» Государственная экзаменационная комиссия присвоила Анатолию Алексееву звание художника-живописца. Затем возвращение в Иркутск, преподавательская стезя в областном художественном училище. И всё же главным, основным содержанием его устремлений было творчество, поиск своих путей в искусстве.
Многое дали поездки, напряжённая работа на академической даче Союза художников России в Калининской области, общение с такими же, как он, увлечёнными и неравнодушными коллегами по цеху. Именно в 60-е годы были созданы такие замечательные холсты, как «Солдаты стройбата», «Легендарная хроника», «Клятва»… К слову, «Легендарная хроника», главными героями которой стали участники гражданской войны, заняла достойное место на юбилейных республиканской и всесоюзной выставках, репродукции с неё публиковались во многих изданиях. Тогда же поступил запрос из Третьяковской галереи с просьбой о переселении картины в столицу. Но автор очень дорожит тем, что почти все его основные работы хранятся в Иркутском областном художественном музее. Такая деталь: открытие нынешней персональной выставки, чествование юбиляра проходило на фоне именно этого монументального полотна. К тому времени, как Анатолий Иванович начал работать над «Легендарной хроникой», он был уже председателем правления иркутской организации и членом правления Союза художников РСФСР.
По словам самого Анатолия Ивановича, особенно любимым и дорогим жанром для него является портрет. Каждая встреча с новым человеком, если он содержателен и интересен, – большой душевный подарок. Работа над портретом – это прежде всего общение с современником, стремление разгадать его душу, обогатиться новыми знаниями, приобрести друга.
Вот как, к примеру, отозвался о портрете «Василий Тузенко из Звёздного» народный художник Андрей Яковлев: «…подбоченясь, небрежно набросив на плечи рабочую куртку, стоит усатый длинноволосый парень в чёрном стёганом шлеме с красной шнуровкой. Его умный, внимательный, слегка насмешливый взгляд спрашивает в упор, без обиняков: «Ну а ты смог бы, как мы? В тайге, в мороз, в палатках? За тысячи километров от тёплой квартиры с кафельной ванной? Без маминой заботы и папиных денег?»
Глаз не отвести, надо отвечать. Он смотрит, не мигая, тебе в душу и ждёт. Суровый парень, а в руке со сбитыми, израненными пальцами бережно держит ломкую, хрупкую веточку расцветшего багульника с нежными, фиолетовыми лепестками. За его спиной, на стене, – видавшая виды гитара, на полке – зачитанные книги с истрёпанными корешками. И хочется ответить ему. Искренне, убеждённо: «Да, с тобой бы смог. Ты надёжен. С такими, как ты, всё нипочём. С тобой не страшно». Хороший портрет хорошего человека».
Среди композиций, тяготеющих к картине, сильное впечатление производит диптих «Родители». В этом произведении глубоко выражена идея памяти, звучащая во многих работах художника, идея верности родному очагу как жизненной опоре, истоку творчества. Лёгкий фон заснеженного пространства словно приближает к нам фигуру матери, стоящей у стареньких ворот. Мы надолго запомним её взгляд, лицо, весь облик. Открытое навстречу нам материнское чувство осеняет добротой, сердечностью, заставляет каждого вспомнить о близких, с которыми и расставаясь мы не расстаёмся.
А в «Отце», крепко, весомо, прочно стоящем на земле, у стен родного дома, ощущение опоры, надёжности выражено так, что подобно внуку, изображённому здесь же, испытываешь добрую заботливую силу положенной на плечо мальчика руки, испытываешь состояние защищённости. Как подметил в своё время искусствовед Анатолий Дмитренко, композиционная определённость диптиха, содержательность живописи, ясность позы, жеста, выражения дорогих лиц – во всём высокая правда благодарности отчему дому.
Этим святым чувством проникнут и портрет писателя Валентина Распутина. Душевная интонация произведения, выраженная в психологическом сопоставлении напряжённого внутреннего мира писателя и безмятежности его дочери, невольно ассоциируется с главным качеством книг писателя – их пронзительной человечностью.
Творчество художника – это бесконечное количество дорог, встреч, впечатлений. Напряжённая работа на Байкале и Ольхоне, поездки в Бурятию, Болгарию, Монголию своим результатом дали неповторимые образы природы, человеческих судеб и характеров. Героями его картин становятся участники войны, строители Саяно-Шушенской ГЭС, БАМа, врачи и артисты, чабаны и пограничники. Были поездки с выставками и на пленэры в Италию и Францию, Афганистан и Чехословакию, Венгрию и Финляндию. В 1981 году Анатолию Ивановичу присвоено звание народного художника России, он избирается секретарём правления Союза художников СССР, членом-корреспондентом Академии художеств СССР, а в 1988-м ему вручается мантия академика.
Что касается участия в выставках, то один только их перечень занял бы немало места. Начиная с пятой всесоюзной выставки дипломных работ студентов художественных вузов страны (1956 год) Анатолий Алексеев – участник многих крупных выставок: Сибири и Дальнего Востока (1956), «Сибирь социалистическая» (1964, Новосибирск), «Советская Россия» (1960, Москва), «Советский портрет» (1977, Москва), «Художники земли иркутской» (1973, МНР, Улан-Батор), персональной выставки в Иркутске (1980) и многих других. Картины Анатолия Ивановича нашли своего благодарного зрителя и за рубежом – в Риме и Цвиккау, в Кабуле и Праге. Его живописные полотна можно увидеть во многих государственных и частных коллекциях России, Америки, Италии, Франции.
Творчество Анатолия Ивановича всегда привлекало внимание истинных ценителей живописи. Среди них – художественные критики, собратья по искусству, писатели. Всего лишь несколько мнений.
Павел Муратов, кандидат искусствоведения, художник: «Образ жизни Алексеева вполне согласуется с характером его живописи. Работы художника – портреты, пейзажи, натюрморты – сохраняют силу и свежесть уверенной живописи, показывают блеск художественной мысли. Впрочем, это неудивительно. Даже его этюды – та плодородная земля, на которой могут расти и растут значительные произведения искусства».
Борис Бычков, член-корреспондент Академии художеств: «Не только талант, хорошее художественное образование, но и высокие личностные качества позволили Анатолию Ивановичу создать серию значительных произведений, повествующих о важных вехах прошлого и настоящего нашего отечества».
Виталий Смагин, член-корреспондент Академии художеств, живописец: «…Его известное спокойствие и мягкая твёрдость во время жарких обсуждений действуют убедительнее горячих эмоциональных доказательств. Не зря Анатолия Ивановича просят взять на себя самую сложную работу на выставках – примирить, объединить, совместить, создать… Анатолий Иванович никогда не говорит об искусстве в шутливом тоне, в суете или походя. Его картины и портреты – плоды долгих поисков, упорного труда, высокого профессионализма».
Александр Муравьёв, народный художник России: «Если говорить современным языком, Алексеев – это твёрдая валюта, обеспеченная золотыми запасами труда, таланта и мудрости. Поэтому и не падает курс его творчества, и ему не грозит девальвация».
Игорь Соловьёв, художник: «Бе-зусловно, Анатолий Иванович – легендарный человек. Он один из тех, кто создавал и творил легенду иркутской школы живописи, инициатор создания в Сибири филиала Академии художеств, Дома творчества на Байкале. Сейчас это звучит как подвиги античных героев, но эта правда вчерашних дней утвердительно живёт сегодня».
Марк Сергеев, поэт, общественный деятель: «Анатолий Алексеев, видимо, наделяет каждого из тех, кого рисует, какими-то своими чертами – элегической добротой, светлой уверенностью в себе, глубоким внутренним миром».
За плечами нашего юбиляра более 60 лет творческой деятельности. Во многих десятках своих картин, портретов, пейзажей все эти годы художник прослеживает, даёт своё понимание и ощущение времени, мыслей и чувств, которые нас тревожат и волнуют. В его картинах есть сплав правды, красоты и добра, неизменное чувство мужества, противостояния выпадающим на нашу долю испытаниям, а также торжество исполненного долга, дающее нам веру в завтрашний день.
[dme:igall/]