Кинопремьеры
В краю крови и саке
Военная драма «Несломленный» – вторая режиссёрская работа Анджелины Джоли, снятая по сценарию мэтров авторского кино братьев Коэнов.
«Несломленный» (Unbroken) (16+). Режиссёр Анджелина Джоли. США, 2014.
Когда Луи Замперини (Джек О’Коннелл) был маленький, с кудрявой итальянской головой, на дворе стояла Великая депрессия. Родители Луи – нищие иммигранты, перспектив у него в жизни никаких, а главное занятие мальчика в его школьные годы – это беспрестанный бег от многочисленных обидчиков. На почве этого улепётывания Замперини неожиданно сделал себе карьеру – вырос, стал профессиональным бегуном, даже был отправлен в Берлин на Олимпиаду-1936.
Но картина «Несломленный» посвящена совсем не этим, а куда менее радостным событиям из долгой и насыщенной жизни реального человека Луиса Замперини (1917–2014). В 41-м Замперини стал пилотом ВВС США, в 43-м его самолёт был сбит, и Луи с двумя собратьями по несчастью полтора месяца провёл на плоту, беспорядочно дрейфующему по волнам Тихого океана. В конце концов американских солдат подобрали японцы. В плену хуже всех пришлось именно Замперини. Спортсмена не взлюбил сержант-садист Ватанабэ по прозвищу Птица (Такамаса Исихара). Два года издевательств не сломили Замперини – бегун выстоял. (И в итоге он пережил своего мучителя аж на 11 лет.)
Активный зритель легко сможет счесть картину «Несломленный» контаминацией двух фильмов, не так давно выходивших в мировой прокат. Один из них – европейский морской боевик «Кон-Тики», а второй – австралийский триллер «Возмездие» (оба они тоже были сняты по реальным событиям). В первом герои переплывали на плоту Тихий океан; во втором бывшего британского солдата мучили воспоминания о Второй мировой, когда он угодил в плен к японцам и был терзаем там злодейским офицером (не Птицей, другим).
Впрочем, с выдающимся норвежским блокбастером «Кон-Тики» «Несломленного» немыслимо и сравнивать. За два часа опасного плавания в компании Тура Хейердала зритель не успевал ни заскучать, ни перестать волноваться за героев. В картине Анджелины Джоли персонажи совершают аналогичный вояж (пусть вынужденный в отличие от Хейердала) минут за тридцать экранного времени. Но отчего-то это утомляет так, что даже последующий час плена с однообразными избиениями смотрится куда живее.
Хотя если честно, то уж чем-чем, а особой живостью работа Джоли точно не может похвалиться. К упомянутому «Возмездию» – тоскливой драме о посттравматическом синдроме с Колином Фертом и Николь Кидман – «Несломленный», конечно, куда ближе, чем к классическим фильмам двадцатого века о белом человеке в азиатском плену («Мост через реку Квай», «Счастливого Рождества, мистер Лоуренс», «Империя солнца»).
Для Анджелины Джоли это уже вторая режиссёрская работа, а первой была не менее суровая драма четырёхлетней давности «В краю крови и мёда». То кино рассказывало о боснийской войне и тоже не отличилось какими-то достоинствами.
Нельзя не поразиться тому факту, что сценарий для «Несломленного» был написан самими братьями Коэнами (вдобавок картину Джоли снял постоянный коэновский оператор Роджер Дикинс). И теперь всякий поклонник великолепных братьев обречён мучиться: мол, какой бы получилась эта кинобиография, если бы Коэны поставили её самостоятельно?
Третья битва титана
Боевик «Заложница-3» – ярчайший пример демонстрации того, как продюсер Люк Бессон умеет до последнего выжимать соки из всякого благого начинания.
«Заложница-3» (Taken 3) (16+).Режиссёр Оливье Мегатон.Франция, 2014.
У бывшего агента ЦРУ Брайана Миллса (Лиам Нисон), кажется, наладилась наконец-таки жизнь. Его дочка (Мэгги Грейс) остепенилась, завела друга, забеременела – теперь вряд ли кто возьмёт её в заложницы. Да и бывшая жена (Фамке Янссен) всё чаще захаживает к Миллсу, делая недвусмысленные намёки на то, что нынешний муж её не устраивает и она не прочь бы вернуться к отцу их общей дочери.
К сожалению, всё это очень быстро обернулось очередным кромешным ужасом. То есть за дочку Брай-ан действительно может не переживать, но вот любимая экс-жена оказалась убита, да ещё в его собственном доме. Поэтому Миллса тотчас начинает преследовать полиция во главе с детективом Доцлером (Форест Уитакер), но не растерявший цэрэушных навыков профи решает, как водится, помочь себе сам. Так Брайан выходит на русскую мафию – именно она за каким-то лешим расправилась с бывшей миссис Миллс…
После неплохого собственного выхода в качестве режиссёра в прошлом году (феерическая фантастика «Люси») знаменитый Люк Бессон продолжил своё основное бессовестное занятие – придумывать и продюсировать всяческую третьесортную боевую ерундистику. В последние годы француз особенно полюбил заманивать суровых пожилых голливудцев в свои дешёвые подражания восьмидесятническим американским боевикам. Так, Джон Траволта сыграл в бессоновском «Из Парижа с любовью», а Кевин Костнер – в «Трёх днях на убийство».
Больше всех на плодовитой ниве этого «бессонства» преуспел уроженец Ирландии Лиам Нисон, к шестидесяти годам неожиданно открывший в себе призвание служить экшен-героем. Его «идеальный папа» из «Заложницы» хоть и несколько однообразно, но всё-таки довольно выразительно расправлялся с обидчиками своей напрашивающейся на неприятности дочки-блондинки. Однако речь идёт исключительно о первой «Заложнице» (2008), разом превзошедшей всех трёх «Перевозчиков» вместе взятых (прославивший Джейсона Стэтема «Перевозчик» – это тоже детище Бессона). Вышедшая через четыре года «Заложница-2» уже ничем не порадовала – новейшая же третья часть и вовсе вызывает раздражение.
Третью «Заложницу» постигла участь многих, если не большинства, триквелов (например, недавней комедии «Ночь в музее – 3»). Все изначальные достижения от многократного повторения окончательно замылились и обессмыслились. Чем подкупала первая «Заложница»? Прежде всего невероятной жизнестойкостью главного героя! Как Штирлиц в «Мгновениях весны» серия за серией выкручивался из капканов старой охотничьей лисы Мюллера (на чём основан цикл бессмертных анекдотов), так и Брайан Миллс сцена за сценой ускользает из немыслимейших ловушек и безвыходнейших западней. В первый раз это восхищало, во второй – уже почти нет, ну а на третий раз из уст сколько-нибудь требовательного зрителя так и рвётся возглас: «Да сколько ж можно?»
Но, к сожалению, кассу подобным фильмам делают не требовательные зрители, а как раз наоборот. Подобная публика легко может оставить без внимания, что авторов «Заложницы-3» подводит уже и элементарная изобретательность (не говоря о правдоподобии, ни грамма которого не было и в относительно приличной первой части). Так что и четвёртой «Заложнице», наверное, ничто не помешает появиться на свет.