Под сенью Белого храма
В православном приходе Усть-Илимского района на днях произошло важное событие – сюда привезли ковчег с частицами мощей святой Матроны Московской. Сначала он находился в храме Всех Святых, в земле российской просиявших, и сюда потянулись верующие, каждый со своей просьбой. Затем – в Свято-Софрониевском храме Усть-Илимска, в Карапчанском приходе святых Устиньи и Киприана и в Невонском храме Святой Троицы. Тысячи прихожан прикоснулись к святыне, очередь страждущих стояла с утра и до самого закрытия храмов.
Говорят, что к матушке Матроне обращаются, чтобы исцелиться от недуга, получить помощь в деторождении, при семейных неурядицах, безденежье и прочих бедах. Конечно же, каждому обратившемуся воздаётся по вере, и у каждого свой опыт, но если говорить в целом, пребывание на усть-илимской земле ковчега со святыми мощами – событие знаковое и требующее небольшого экскурса в историю.
«Без Бога – не до порога», – говорили казаки-первопроходцы, пришедшие осваивать Приилимье и Среднее Приангарье. Всё, что они начинали делать, сопровождалось молитвой, и не случайно в каждом селе строили молитвенные дома, а потом церкви и храмы. Это было время, когда Сибирь набирала силу, в Илимском остроге находилась государственная таможня, на илимских пашнях выращивалось столько зерна, что его хватало населению Илимского и Якутского воеводств. Работали кузницы, солеварни, и средств у Илимского воеводства хватило на то, чтобы содержать две камчатские экспедиции Витуса Беринга и экспедицию братьев Лаптевых, исследовавших север страны.
До наших времён старинные церкви не дожили – с приходом советской власти их разрушили как символ прошлого, не нужный в новой стране. В старинном сибирском селе Невон, например, из брёвен церкви Святителя Иннокентия изготовили уголь для сельской кузницы. Жизнь в сёлах пошла индустриальная, техническая, под стать планам громадья, вершимым в то время. Всё шло хорошо, и не колокольный звон стоял над страной, а жизнеутверждающие песни, строки одной из них подтверждают то, во что верил тогда народ:
Будет людям счастье, счастье на века!
У советской власти сила велика.
Сегодня мы не на параде,
а к коммунизму на пути.
В коммунистической бригаде,
с нами Ленин впереди.
Но не все шли в ногу, иногда случались какие-то странные сбои. Помню, как в юности наблюдала за детьми, которых пионервожатая привела в новосибирский храм, один из немногих, работающих тогда в стране. Что потянуло их в церковь? Трудно сказать. Старушки шикали, требовали снять галстуки, а ребятишки, не понимая, чего от них хотят, с любопытством разглядывали иконы. Что говорить – там, где были открыты храмы, они притягивали людей, душе ведь жить не запретишь.
Много времени прошло, много событий пережила страна, прежде чем в ней выросли люди, желающие восстановить храмы. Казалось бы, ну откуда им взяться в городе трёх Всесоюзных ударных комсомольских строек, куда приезжали атеисты? Но они появились и в Усть-Илимске. Наверное, отчасти тут дело в высоком уровне образования, ведь Усть-Илимск всегда был городом-интеллектуалом, в нём много думающих людей и творческой интеллигенции.
Появился в городе Свято-Софрониевский храм в одиннадцатом микрорайоне. А 17 июля 1994 года в правобережном Усть-Илимске был основан новый храм во имя Всех Святых, в земле российской просиявших, настоятелем которого стал известный в Иркутской области священник Александр Белый-Кругляков. Среди белоствольных берёз состоялась закладка и освящение алтарного камня под алтарную стену, и с того дня город Усть-Илимск начал самостоятельно строить храм, открывшийся 12 июля 2002 года. За восемь лет в строительстве участвовало 16 специализированных организаций. Храм возводился в трудное время. В его истории немало примечательных фактов. Например, местное ТВ провело марафон по сбору пожертвований на строительство, в ходе которого собрали 10,5 млн рублей и 500 дойчмарок.
Символично, что в месте закладки храма обнаружился готовый фундамент – прочная диабазовая плита. Можно сказать, что храм имеет прочное основание в прямом и переносном смысле. Наверное, это и позволило ему стать одной из опор православия во всём Усть-Илимском районе.
Храм Всех Святых, в земле российской просиявших, – это спасение и гордость устьилимцев. Спасение, потому что в трудные минуты жизни многие горожане уповают на этот храм и посещение его приносит облегчение. Гордость, потому что он свой, создан своими руками, а ещё потому, что уникален по архитектуре и внутреннему убранству. Аналогов в Иркутской области усть-илимскому храму нет – это первая каменная трёхпрестольная церковь из тех, что построены в Восточной Сибири после празднования тысячелетия принятия христианства на Руси.
Необычный эстетический эффект создают белокаменные стены храма среди белой берёзовой рощи, золотые купола на фоне голубого неба и зелени деревьев. «Белый храм», – говорят про него в Усть-Илимске и приходят сюда сами и приводят гостей города, чтобы не только помолиться, а просто полюбоваться этим творением рук человеческих. Это не только культовый, но ещё и экскурсионный объект. По итогам конкурса «Семь чудес Усть-Илимска» он занял третье место после УИ ГЭС и реки Ангара. Церковь часто посещают экскурсии, и сегодня при ней есть даже собственный экскурсовод. Гости храма узнают об истории его строительства, иконостасе, уникальных известковых фресках, знакомятся с различными религиозными терминами, обрядами и их сутью. Особенно интересными остаются экскурсии, в которых участвует протоиерей Александр Белый-Кругляков. Общение со священником происходит живо, на житейские темы, о простых и понятных истинах о добре, вере и справедливости. После таких экскурсий у людей не только меняется отношение к храму и вере – они задумываются о правильности своей жизни и своего пути. Экскурсии обогащают, ведь где ещё, как не в храме, слушать о тонкостях и особенностях церковного хора, устройстве колоколен и иконописи.
Например, в храме Всех Святых есть уникальная купель, расположенная в подвальном помещении и выполненная в виде мини-бассейна, в который спускаются по лесенке. Принимающий обряд крещения при этом одевается в специальную крещальную одежду, которую можно взять в храме. Предмет восхищения – не только сама купель, в которую погружаются полностью, как при крещении в водоёмах, но и фрески с библейскими сюжетами, которыми украшены стены. Уникальная живопись по сырой штукатурке, изобретение строительной индустрии прошлых веков, вошла и в нашу жизнь. Настенные росписи присутствуют в церковной архитектуре Древней Греции, Италии, Византии, Рима, Древней Руси и теперь – современного сибирского Усть-Илимска.
Уникальной колокольней город обязан лесопромышленному концерну. Он приобрёл колокола, отлитые фирмой «Пятков и К» из Каменска-Уральского. Самый маленький весит 8 кг, а самый большой – 1350 кг. А обустройством звонницы занимался член гильдии звонарей России из Архангельска Владимир Марьянович Петровский. И когда работа была закончена, в 2001 году город услышал дивный концерт колокольного звона, данный мастером.
Некоторым журналистам повезло в этот момент находиться на колокольне, это были потрясающие ощущения. Владимир Марьянович рассказал тогда, что для каждого храма звонница настраивается индивидуально и её голос зависит от состояния территории, можно сказать, от её души. Каждому человеку город раскрывается по-своему, но если можно сущность города выразить звоном, то нужно признать, что звонарь увидел прекрасную душу Усть-Илимска.
Мастер уехал, а звон остался. Так что душа Усть-Илимска и сегодня звенит и поёт вместе с колокольным звоном, действует на чувства и сердца горожан. Недаром ведь колокольный звон являлся символом единства народа в горе и радости.
Усть-Илимский православный приход живёт весьма насыщенно: богослужения, таинства исповеди и причастия и повседневные заботы. Он ведёт детскую воскресную школу, содержит бесплатную публичную библиотеку, издаёт свою газету «Илимский ковчег» и православный журнал Братской епархии «Врата». Ещё занимается благотворительностью: помогает людям, попавшим в беду, а в богослужебные дни здесь раздают нуждающимся продукты питания.
«Тесны врата, и узок путь, ведущий к жизни, и немногие находят их» – эта цитата из Евангелия от Матфея приведена на обложке журнала Братского епархиального журнала «Врата». Врата – это символ возможности войти в мир Церкви, но здесь, в Усть-Илимске, расположенном на территории бывшего Илимского воеводства , значение врат можно видеть шире. Раньше территория Илимского воеводства, поддерживаемая православной церковью, была вратами для освоения большого севера. Ими она является и сейчас. Но для того, чтобы стать сильнее, нужно сократить расстояние между приходами и храмами Братской епархии, чтобы люди, раньше далёкие друг от друга, становились близкими. И в этом устремлении объединила православных христиан святая Матрона, русская женщина, которая всей своей жизнью показала опыт терпения, стойкости перед жизненными трудностями, сострадания и любви. И сейчас, уже будучи за чертой, помогает людям.