«Снега упало килограммов сто»
Кировский районный суд Иркутска принял решение по иску автовладельца, чья машина весной прошлого года была разбита глыбой подтаявшего снега, упавшей сверху. Ответственность за причинённый материальный ущерб суд возложил на ОАО «Восточное управление жилищно-коммунальными системами», обслуживающее общее имущество дома № 18 по улице Карла Маркса, а также на собственника квартиры с балконом, под козырьком которого стояла «Шкода Октавия».
Откуда конкретно свалилась на иномарку снежная глыба, никто не видел. Многочисленные свидетели слышали только «сильный грохот» и сработавшую сигнализацию. Водитель стоявшей рядом машины, принадлежащей ресторану «Суши-Ед», порадовался, что беда обошла его стороной. Он находился в салоне автомобиля, а удар был такой силы, что, стоило глыбе льда чуть изменить траекторию полёта, пострадало бы не только «железо». На грохот выскочил работник магазина «Банька-VIP», остановились прохожие. Засыпанная обледеневшим снегом «Шкода Октавия» представляла собой жалкое зрелище. На левой стороне транспортного средства, куда пришёлся удар, не осталось живого места: передняя стойка помята, капот вдавлен, стекло разбито, бампер повреждён, на крыле огромная вмятина. «Снега упало килограммов сто, не меньше», – со знанием дела заявил в суде работник магазина «Банька-VIP».
Владелец пострадавшей машины, как выяснилось, работал в фирме, расположенной в этом же дворе по улице Карла Маркса. Он, как и его коллеги, обычно оставлял автомобиль возле жилого подъезда дома № 18, не обращая внимания на сосульки, свисавшие с крыши и козырьков балконов. Увидев своего железного коня разбитым, автовладелец поступил грамотно. Для начала вызвал полицию, которая составила акт осмотра места происшествия, зафиксировала повреждения транспортного средства, установила свидетелей и взяла с них объяснения. Через неделю появился на свет очередной процессуальный документ – постановление об отказе в возбуждении уголовного дела. Все эти материалы пригодились пострадавшему, когда пришло время защищать свои интересы в суде, добиваясь возмещения причинённого вреда. По оценкам независимой экспертизы, ущерб с учётом износа автомобиля составил около 64 тысяч рублей – в эту сумму вошли стоимость восстановительного ремонта и компенсация утраты товарного вида. Собственник покорёженного авто обратился с претензией в управляющую компанию, но ответа не дождался. После чего во всех деталях падения на машину снежной глыбы пришлось разбираться суду.
Установить, кто должен нести ответственность за повреждённое имущество, оказалось не так-то просто. Представитель управляющей компании требования истца о возмещении убытков категорически не признала. Она заявила, что снег с крыши убирали за месяц до несчастного случая с машиной и глыба никак не могла упасть с кровли: столько сугробов там ещё не навалило. Скорее всего, автомобиль повредили сосульки, свисавшие с козырька балкона, под которым стояла «Шкода». Собственники квартир сами несут ответственность за содержание своего имущества в чистоте и порядке. Хозяйка квартиры с балконом, украшенным сосульками, была привлечена к делу в качестве второго ответчика, однако на заседание она не явилась и никаких доводов в своё оправдание не представила.
Суду пришлось назначать строительно-техническую экспертизу, чтобы прояснить вопрос: откуда на «Шкоду» обрушился снег? Эксперт ООО «Оценщик» с учётом данных метеорологов о количестве осадков и плотности снега сделала заключение: глыба могла свалиться на машину как с крыши, несмотря на то что она чистилась незадолго до происшествия, так и с козырька балкона. Но этот вывод представителя управляющей компании не устроил. Ответчик потребовал конкретного отчёта, сколько снега на крыше растаяло и сколько его сдуло после работ по уборке кровли. В судебном заседании эксперт пояснила, что учесть «скорость таяния снега и порывов ветра» не представляется возможным.
В конце концов суд назначил дополнительную экспертизу, поскольку оказалось, что заключение оценщика сделано фактически без осмотра крыши и козырька балкона. Эксперт «осматривала» кровлю многоэтажного дома, по её словам, с земли, а потому не в курсе, есть ли там снегозадержатель, какие-то ещё конструктивные особенности, способные повлиять на выводы суда. К новому заключению эксперт приложила фотографии, которые не оставляли сомнений: поход на крышу и балкон с целью изучения их «конструктивных особенностей» совершён. Однако на выводы оценщика это «путешествие» не повлияло: повреждения автомобилю могли нанести как сосульки, упавшие с балкона, так и глыба снега, свалившаяся с крыши.
Кстати, остекление балконов и установка козырьков над ними в доме № 18 по улице Карла Маркса, построенном ещё в 1960 году, не были предусмотрены проектом. Жильцы обустраивали и украшали свои балконы самовольно, что вообще-то запрещено правилами и нормами технической эксплуатации жилищного фонда (постановление Госстроя РФ от 2003 года). Администрация города заверила суд, что собственники квартир в подъезде, возле которого стояла машина, не согласовывали установку козырьков над балконами. Так что все эти «навороты», создающие зимой опасность схода снега и падения сосулек, по тем же правилам, подлежат демонтажу. Для суда же важен факт, что самовольно возведённые козырьки над балконами не являются общедомовым имуществом, в сферу обслуживания управляющих компаний не входят. А значит, и за сосульки, падающие с них, отвечать должен хозяин квартиры и соответственно балкона.
Ни один из ответчиков не представил при рассмотрении иска доказательств, что принял исчерпывающие меры по содержанию в порядке имущества, за которое несёт ответственность. Исходя из этого, суд возложил обязанность по возмещению стоимости восстановительного ремонта автомобиля и на управляющую компанию, обслуживающую крышу, и на хозяйку балкона с обледеневшим козырьком. В соответствии с нормами Гражданского кодекса, лица, совместно причинившие вред, отвечают перед потерпевшим солидарно, а при невозможности определить степень вины каждого доли признаются равными.
Кировский районный суд Иркутска удовлетворил иск автовладельца и взыскал с ОАО «Восточное управление жилищно-коммунальными системами» 32 тысячи рублей материального ущерба, а также 4,5 тысячи рублей судебных расходов. Точно такие же суммы взысканы с хозяйки квартиры, балкон которой не был вовремя очищен от снега. Госпошлину ответчики тоже оплатят солидарно – по тысяче рублей придётся перечислить в казну каждому.
Решение суда не обжаловалось и в декабре прошлого года вступило в законную силу.