издательская группа
Восточно-Сибирская правда

«Нет денег – нет услуги»

  • Автор: Елена ПОСТНОВА

Администрация Иркутска официально заявила, что МУП «Спецавтохозяйство» прекращает вывоз мусора с контейнеров в частном секторе, жители которого не оплачивают данную услугу. Если иркутяне не исправятся, отдельным районам грозит опасность буквально утонуть в отходах. Мэрия предлагает горожанам различные способы оплаты вывоза мусора. В скором времени можно будет оплатить вывоз ТБО, всего лишь купив пакет для продуктов в супермаркете.

С начала года некоторые контейнеры для отходов в частном секторе в Иркутске больше напоминают свалку. Из-под горы пакетов, бутылок, коробок порой даже не видно самих контейнеров. Между тем местные жители продолжают приносить сюда свой бытовой мусор. В администрации Иркутска пояснили, что не убираются контейнерные площадки на улицах, где жители частных домов не заключили договоры на вывоз ТБО. 

В прошлом году МУП «Спецавтохозяйство» вывозило мусор отовсюду независимо от объёмов заключенных договоров. Как рассказали администрации Иркутска, в итоге предприятие вывезло мусора в шесть раз больше, чем было оплачено горожанами. Так, «САХ» вывез 228 тыс. кубометров ТБО, из них иркутяне оплатили лишь 30 тыс. кубометров (7,5 млн рублей), ещё 72 тыс. кубометров (18 млн рублей) оплатил город из бюджета. Получается, 126 тыс. кубометров мусора – это 31,5 млн рублей – предприятие доставило на полигон за счёт собственных средств.  

При этом львиная доля поступивших от горожан средств приходится на жильцов многоквартирных домов. Собственники частных домов не торопятся заключать договоры на вывоз ТБО, но продолжают пользоваться услугами муниципалитета, складывая мусор на контейнерные площадки. Между тем морфология отходов двух этих категорий горожан различается.

«Если я живу в обычной девятиэтажке, то ограничиваюсь тем, что каждый день выкидываю небольшой пакет мусора. В нём, допустим, упаковка из-под молока, очистки, остатки продуктов, некрупногабаритная тара. В частном секторе в мусорные контейнеры отправляется всё, что собирается с приусадебного участка. Ботва, сухие листья, старые теплицы, сараи – всё везут в обычные контейнеры на перекрёстках. И при этом не заключают договоры. То есть за вывоз этого мусора – привлечение дополнительной техники, например, самосвалов, – платят жильцы МКД», – отметил  заместитель мэра – председатель комитета городского обустройства администрации Иркутска Булат Дугаров. 

По словам директора МУП «Спецавтохозяйство» Владимира Павлова, в частном секторе на улице из 20 домов, как правило, договор на вывоз ТБО имеет лишь один-два дома. Намного лучше ситуация в тех районах, где активно работают территориальные общественные самоуправления. Например, ТОС «Мельничный» заключил коллективный договор на вывоз ТБО. Вокруг контейнеров на этой территории свалки нет. 

Начиная с 2013 года «Спецавтохозяйство» проводит выездные кампании в частных секторах. «Например, в Ленинском районе мы разнесли около тысячи листовок о необходимости заключать договоры. Машины с нашими специалистами, готовыми заключить договоры, стояли в районе несколько дней подряд. Жителям не нужно было даже никуда ехать – выйди за ворота и подпиши все необходимые документы. Но за несколько дней работы  этим воспользовался лишь один из десяти получивших листовки», – отметил Павлов.

В 2014 года специалисты округов совершали обходы по дворам. Однако кардинально изменить ситуацию в частном секторе не удалось. Жители отказывались платить за вывоз ТБО, многие пытались оправдаться тем, что им неудобно ездить оплачивать услугу в офис «Спецавтохозяйства», который расположен на ул. Рабочего Штаба. В мэрии подчёркивают, что у жителей частного сектора есть несколько способов оплатить услугу: заключить договор (с любым профильным предприятием, можно частным, не обязательно муниципальным), оплатить вывоз мусора через систему «Город» (для тех потребителей, которые в предыдущие годы уже заключали договор).

В этом году мэрия предлагает ещё один способ оплаты услуги. В скором времени достаточно будет приобрести обычные полиэтиленовые пакеты в супермаркетах. Они будут немного дороже обычных.  Пакеты промаркируют, мусор горожанам предлагают собирать в них и выбрасывать в обычные контейнеры. Машины «Спецавтохозяйства» будут очищать контейнеры с этими пакетами независимо от того, заключены договоры на вывоз ТБО у жителей улицы или нет. По словам Булата Дугарова, сейчас ведутся переговоры с сетями супермаркетов города. Предполагается продавать спецпакеты объёмом 30, 60 и 120 литров.  

Заммэра признал, что предприятие, отказываясь вывозить мусор у нерадивых горожан, идёт на крайние меры. «Это воспитательный момент. Неприятный, но необходимый. Мы действуем в рамках закона. Муниципалитет организовал сбор и вывоз мусора, а дальше всё зависит от самих иркутян. «Спецавтохозяйство» не может работать себе в убыток. Предприятие является оператором полигона. Если у него начнутся финансовые проблемы, появятся сложности и у полигона. Между прочим, этим коммунальным объектом пользуется не только областной центр, но и близлежащие населённые пункты», – подчеркнул Дугаров.

Он добавил, что к тому же в конце прошлого года Контрольно-счётная палата Иркутска посчитала, что муниципальное предприятие не имеет право вывозить мусор с контейнеров в большем объёме, чем оплачено горожанами.   

Читайте также

Подпишитесь на свежие новости

Фоторепортажи
Мнение
Проекты и партнеры