издательская группа
Восточно-Сибирская правда

Нефтяной след ОПГ

Похитители углеводородного сырья получили реальные сроки

Нетривиальный способ хищения нефти из магистрали «Восточная Сибирь – Тихий океан» (ВСТО) придумали ангарчане. Вместо традиционной врезки, к которой прибегали их предшественники, новая команда нефтяников-нелегалов нашла возможность подобраться к трубе через вантузные колодцы. Обнаружить сам факт преступления в этом случае почти невозможно: резких колебаний давления в нефтепроводе такой способ откачки сырья не вызывает. Тем не менее, правоохранительные органы смогли довести дело до конца – приговор ОПГ был зачитан на этой неделе. «СЭ» из первых уст узнал о деталях следствия.

Хищение нефти – по-прежнему актуальная проблема для Иркутской области. Стоимость бензина в регионе остаётся высокой даже при постоянном снижении мировой цены на нефть. А значит, у тех, кто занимается нелегальным нефтяным бизнесом, по-прежнему есть возможность получать хорошую прибыль, сбывая незаконно добытое сырьё на местном рынке.

Как показывает практика, в Иркутской области чаще всего атаке преступников, желающих заработать на теневом нефтяном рынке, подвергается магистральный трубопровод ВСТО. При этом самым популярным способом хищения (и, учитывая сегодняшние технические возможности, самым простым с точки зрения организации) является незаконная врезка в магистраль и строительство от неё пластиковых отводов. Через такой импровизированный незаконный транзит сырьё и попадает к новым «владельцам». На этом способе чаще всего и попадаются преступники в Иркутской области. Так, к примеру, километровые подземные тоннели, окутавшие садоводства Ангарского района, строили с февраля 2010 по апрель 2012 года члены крупного преступного сообщества. В его составе, по версии следствия, – 13 человек (см. материал «СЭ» от 24.02.2014 г. «Я решил, что планируется хищение нефти»). Это резонансное дело всё ещё рассматривается в Ангарском горсуде, однако уже приближается к своей заключительной стадии.

В целом аналогичные дела доказываются очень сложно. Ведь задействованы в них люди далеко не бедные – они могут позволить себе нанять целую гвардию адвокатов.

Однако свято место пусто не бывает. Пока расследовалось дело об этом преступном синдикате, группа из семи других предприимчивых ангарчан, также решивших попробовать себя в нелегальном нефтяном бизнесе, пошла дальше. Они придумали более совершенный способ хищения. «Сибирскому энергетику» представилась уникальная возможность узнать о деталях этого дела из первых уст – от следователей, которые обычно, в силу особенностей своей профессии, в публичном пространстве стараются не выступать. 

– Никаких врезок в трубу. Никаких пластиковых отводов, идущих от нефтепровода к дачным участкам. Преступники умудрялись получать нефть прямо из вантузных колодцев – технических сооружений на трубопроводе, используемых при его эксплуатации для спуска воздуха, – рассказывает собеседница «СЭ» Лидия Казакова, начальник профильного отдела, который в том числе расследует преступления в сфере ТЭК (ГУМВД Иркутской области).

В этом и заключается главная отличительная особенность этого нефтяного дела. Обнаружить факт подобного виртуозного действия очень сложно. При «традиционном» способе – врезке – сигналом о начале несанкционированной откачки нефти служат параметры давления внутри трубопровода (эти показатели получают операторы трубопровода автоматически в режиме реального времени). На том участке нефтепровода, где преступники «добывают» сырьё, давление резко падает. Похищение же нефти прямо из вантузного колодца – дело чистое, с точки зрения преступников: колебания давления здесь происходят постоянно. Главное – добраться до этого технического сооружения, обойти замки и сигнализацию, с чем успешно справилась ангарская команда.

И здесь надо отдать должное лидеру команды – Алексею Березюку, работавшему на момент совершения преступления, по материалам следствия, начальником службы безопасности одного из предприятий Ангарска (название не разглашается). Как удалось доказать следствию и гособвинению, он лично подыскал большую часть «сотрудников» – своего рода профессионалов, имевших практический опыт работы в слесарном, сварочном деле, а также в качестве водителя грузовика, из которых и была создана ОПГ в составе шести человек. Поддался на уговоры Березюка и ещё один «квалифицированный специалист», хорошо знакомый с устройством магистральных нефтепроводов – работник службы безопасности ООО «Востокнефтепровод» («Транснефть-Восток»). За регулярное вознаграждение в размере 10–15 тыс. рублей в месяц он стал пособником и согласился делиться информацией о времени выезда поисковой группы службы безопасности (СБ), о марке и госномере автомашины, на которой проводилось патрулирование местности в районе трубопровода. Он же помог подобрать наиболее удачное место для совершения хищения.

Профессиональные навыки остальных оказались востребованы, когда началась подготовка к похищению нефти. Так, ОПГ удалось без особых проблем открыть навесной замок на ограждении вантузного колодца; затем снять с помощью дрели личинку со второго замка – от крышки колодца, находящегося под сигнализацией. По похищенной личинке был изготовлен  собственными руками дубликат ключа.

Надо заметить, что все члены ОПГ «работали» в достаточно комфортных условиях – получали от своего руководителя деньги, необходимые для трат на общее дело, а также мобильные телефоны и транспорт. При этом, как в лучшем шпионском фильме, между участниками группы соблюдались все меры конспирации. Так, для связи между собой они использовали рации и сотовые телефоны с сим-картами, зарегистрированными на подставных лиц, регулярно обновляли карты, уничтожая старые. Обращались друг к другу соучастники по  позывным: «первый», «второй» и так далее.

«При других обстоятельствах, наверное, никто бы не обнаружил факт преступной деятельности. Но у членов ОПГ в ночь, когда намечалось хищение, всё пошло не по плану», – рассказывает руководитель следствия. В назначенный час (дело было, по данным следствия, в сентябре 2013 года) один из участников группы приступил к выполнению ключевой функции – присоединению к вантузной задвижке нефтепровода самодельного приспособление для откачки нефти. Но, увы, профессионализма здесь ему не хватило – из-за некачественного присоединения начался розлив нефти из трубопровода, и, как следствие, в трубе упало давление, сработала сигнализация, установленная на колодце. На сигнал отреагировала служба безопасности предприятия. Но ещё до её приезда все члены ОПГ успели скрыться – их предупредил пособник из СБ. Таким образом, когда бригада «Востокнефтепровода» прибыла на место происшествия, то обнаружила у вантузного колодца лишь машину-бензовоз, наполовину заполненную нефтью.

– Все соучастники начали разбегаться в панике, но, на наше счастье, один из них бросил свою машину недалеко от места происшествия. Это и позволило выйти на след, – делится Лидия Казакова.

Владельца автомобиля удалось найти и задержать; тем временем остальная часть группы, как удалось выяснить в ходе следствия, успела совершить ещё одно покушение на хищение нефти – в октябре 2013 года. Правда, после неудачи с вантузным колодцем прибегла ОПГ к более традиционному способу – несанкционированной врезке в нефтепровод на участке «Красноярск – Иркутск», рядом с виадуком автодороги М-53. Во время этого приготовления преступники и были задержаны. Уголовное дело было возбуждено в октябре 2013 года, в суд материалы поступили в июне 2014 года.

Тем не менее, сроки за преступление участники ОПГ получили достаточно серьёзные, считают сотрудники следствия. Ангарский городской суд назначил организатору группы Березюку 5 лет 6 месяцев лишения свободы в колонии общего режима, а также штраф в размере 200 тыс. рублей. Второй наиболее активный член группы получил 5 лет и 170 тыс. рублей в виде штрафа. Остальным участникам преступной группы назначено наказание от 3 до 4 лет лишения свободы условно и штрафы от 80 до 120 тыс. рублей. Как пояснили «СЭ» в Ангарском суде, приговор пока ещё не вступил в законную силу, один из защитников подал апелляционную жалобу в областной суд.

Читайте также

Подпишитесь на свежие новости

Мнение
Проекты и партнеры