издательская группа
Восточно-Сибирская правда

«Глот», сварка, рубильник и другие аргументы в диалоге

  • Автор: Анна КАПРАВЧУК

МУП «Ангарский водоканал» и Ангарское отделение ООО «Иркутскэнергосбыт» договорились объединить свои усилия в борьбе с должниками. Если раньше каждое из предприятий разносило уведомления и производило отключения по собственному плану, то с декабря прошлого года стартовала доставка уведомлений в те квартиры, жильцы которых задолжали и Водоканалу, и энергетикам. Должник получает уведомления о предстоящем «ограничении предоставления коммунальных услуг» с расшифровкой суммы задолженности по каждой услуге. Если он не среагировал за 17 дней, получает под роспись повторное уведомление. Не хочет брать документ – составляется акт об отказе от подписи. Не успел за три дня погасить долг или заключить гарантийное соглашение – приходят бравые ребята и «ограничивают». На оплату даётся 20 дней, а ограничить можно только через 30 дней после первого уведомления под роспись.

– Наша задача – не отключить как можно больше абонентов, а напомнить им о том, что важно погасить долги, – говорит начальник службы реализации МУП «Ангарский водоканал» Наталья Наумова. – Бывает, что уже и суммы поквартирных долгов на подъезд вывешивали, и суд о задолженности выигран, и судебные приставы к должнику приходили – бесполезно; а как только получил предупреждение о возможном отключении – сразу прибегает. Кто-то быстро деньги находит, кто-то заключает соглашение о рассрочке платежа. Главное, что человек вспоминает о своей задолженности и начинает по отношению к ней что-то делать. 

Проще всего с технической точки зрения отключить должнику электроснабжение; сделать это могут и сотрудники «Иркутскэнергосбыта», и электрики управляющих компаний. Более сложный, но и более впечатляющий способ ограничения – отключение горячего водоснабжения с видимым разрывом трубы. Трубопровод горячего водоснабжения разрезают сваркой, ставят и приваривают на него заглушку. Это дороже, чем просто закрыть и опломбировать кран, зато и случаев самовольного подключения в разы меньше. Самый технически сложный способ ограничения – 

ограничение водоотведения без проникновения в квартиру. Должникам будут блокировать канализацию с помощью системы «Глот», расставляющей заглушки в канализационной системе с чердака жилого дома. Избавиться от заглушек лучше постараться, пока сравнительно тепло: при температурах ниже -20, а такие в январе-феврале постоянно, удалить из канализации уже установленную там заглушку невозможно. 

Массовая разноска уведомлений стартовала во второй декаде декабря – это значит, что часть ангарчан рисковала лишиться привычных коммунальных благ в первые рабочие дни после новогодних каникул. Хотя по правилам оказания коммунальных услуг ограничения могут быть введены для абонентов, задолжавших сумму, равную плате за два месяца по нормативу потребления, в первую очередь были отключены абоненты, имеющие долги за 3–6 месяцев. Например, «Ангарскому водоканалу» должны более чем за три месяца 8444 абонента. 

За последнюю неделю декабря ООО «Иркутскэнергосбыт» отключило 1200 потребителей-должников. В один из декабрьских дней, например, отключали отдельные квартиры 10 и 11 домов 11 микрорайона. Жители одной из отключённых квартир задолжали за тепло и горячую воду 146 000 рублей, за электричество – 6100. У второй квартиры долг поскромнее, но тоже впечатляющий: 76 000 рублей за тепло и 5000 за электроэнергию. Чтобы «ограничение предоставления коммунальных услуг» было снято, должникам нужно будет не только полностью рассчитаться по долгам или заключить гарантийное соглашение с графиком платежей, но и внести плату за повторное подключение. Работа электриков по повторному подключению квартиры стоит 500 рублей, сварочные работы по удалению «видимого разрыва трубы ГВС» – 1200, работа специальной бригады, удаляющей заглушки «Глот», – 1500 рублей.  По федеральным правилам «Об оказании коммунальных услуг…» возобновить предоставление услуги поставщик обязан в течение двух календарных суток с момента уведомления поставщика о полном погашении долга. 

За одиннадцать с половиной месяцев 2014 года в Ангарске было произведено 17 600 отключений потребителей-должников от электрической энергии и 131 отключение горячего водоснабжения. По словам начальника Ангарского отделения ООО «Иркутскэнергосбыт» Андрея Журавлёва, объёмы ограничений горячего водоснабжения планируется наращивать – уже сейчас подрядчики «Иркутскэнергосбыта» готовы проводить 200 отключений в месяц. Мера эта действенная: если к электросетям отключённые абоненты часто стараются подсоединиться самостоятельно, то при заваренной трубе горячего водопровода предпочитают расплатиться с долгами, а не самовольничать. 

Ограничение предоставления коммунальных услуг – одна из крайних мер. Она применяется обычно в тех случаях, когда испробованы другие способы воздействия на должника. 

– При небольших суммах задолженности мы используем автодозвон на домашние телефоны. Автоматическая система называет сумму задолженности и приглашает её погасить, – делится опытом начальник Ангарского отделения ООО «Иркутскэнергосбыт» Андрей Журавлёв. – Начали применять оповещение по электронной почте и СМС – это помогает мобилизовать «забывчивых». Тем, кто задолжал за 3-4 месяца, звонят наши сотрудники. При задолженности от шести месяцев подаём в суд. В месяц мы получаем от 1000 до 1500 судебных приказов, взыскиваем по суду около 10 миллионов рублей ежемесячно. Всего же за период с 2012 года мы взыскали долгов за теплоснабжение и электроснабжение на общую сумму 400 миллионов рублей. У нас практически не осталось должников, которые не платят по нескольку лет, сейчас по суду мы в основном взыскиваем задолженности за 3–6 месяцев. 

Долги, накопленные собственниками и нанимателями квартир, в Ангарске анализируют не только «индивидуально», но и по каждому строению отдельно. Энергетики в комплексе рассматривают каждый многоквартирный дом: каков там процент собираемости платежей, каков объём задолженности, какие есть закономерности по отдельным домам. Такой анализ позволяет и вычленить проблемный жилой фонд с низкодоходным населением, и оперативно реагировать на приостановки платежей из-за некорректной информации по расходам на общедомовые нужды. 

Комплекс мер, применяемых ангарчанами, весьма действенен: так, посещаемость офисов «Иркутскэнергосбыта» в декабре выросла по сравнению с обычными месяцами в два раза. В декабре также вдвое увеличилось количество гарантийных соглашений, заключённых с клиентами компании. 

Предновогоднее объединение усилий и в Водоканале, и в «Иркутскэнергосбыте» считают не разовой акцией, а стартом регулярной планомерной работы. Насколько весомой воспримут ангарчане угрозу применения рубильника, сварки и «Глота», насколько удастся коммунальщикам сократить долги потребителей, мы обязательно расскажем в «Сибирском энергетике» в новом, 2015 году.  

Читайте также

Подпишитесь на свежие новости

Фоторепортажи
Мнение
Проекты и партнеры