Кинопремьеры
Воспитание ведьмака
Фэнтези «Седьмой сын» – боевая сказка со спецэффектами, предназначенная для самых юных и невзыскательных зрителей.
«Седьмой сын» (Seventh Son) (12+). Режиссёр Сергей Бодров. Великобритания, США, Канада, Китай, 2014
Старый ведьмак Мастер Грегори (Джефф Бриджес) спокойно доживал свои дни в какой-то пещере, не уставая налегать на горькую, как вдруг некие вестники ошарашили его страшным известием: Мать Малкин (Джулианна Мур) – на свободе. Эта Мать была и остаётся могущественнейшей ведьмой, причём очень плохой, в отличие от представителя добрых сил Грегори. Последний когда-то и упрятал Малкин в темницу, но вот теперь она вырвалась, а значит – миру несдобровать. Остановить её способен лишь тот, кто является седьмым сыном седьмого сына. Юношу, подпадающего под такую вопиюще редкую категорию, Грегори отыскивает в какой-то глуши. Будущего борца со злом зовут Том Уорд (Бен Барнс) – он обычный пастух, и, к сожалению, очень и очень плохо поддаётся обучению искусству белой магии…
Вот и замечательный американский артист Джефф Бриджес присоединился к тем своим известным коллегам, которые тоже не так давно снялись в откровенно слабых фильмах про ведьм и ведьмачество. Достаточно вспомнить Николаса Кейджа («Время ведьм») и Джереми Реннера («Охотники на ведьм»). А в этом году в прокат должен поступить ещё и «Последний охотник на ведьм» с Вином Дизелем в заглавной роли. Конечно, в фильме есть на что посмотреть. И в этом факте трудно увидеть какие-то особенные заслуги нашего соотечественника Сергея Бодрова, выступившего тут приглашённым режиссёром. Своей относительной зрелищностью фильм обязан прежде всего бюджету в сто миллионов долларов (впрочем, за меньшую сумму фэнтези нынче и не снимают).
Однако после недавнего заключительного «Хоббита» скромные чудеса «Седьмого сына» ничуть не впечатляют. О занимательном сюжете и говорить не приходится: возрастной рейтинг «12+» кажется неслыханно завышенным для такого простецкого фильма. Вот шестилеткам он, может быть, и в самый раз, а среди прочих зрителей картину оценят разве только те, кто до сих пор сходит с ума по сказочной фантастике в духе Толкиена, Клайва Стейплза Льюиса и куда менее значимого Джозефа Дилейни, по книжке которого («Ученик Ведьмака») как раз и поставлен бодровский блокбастер.
Игорный дуб
Мультфильм «Три богатыря: Ход конём» – уже шестая серия отечественной франшизы, снимающейся с 2004 года.
«Три богатыря: Ход конём» (6+). Режиссёр Константин Феоктистов. Россия, 2015
Под предлогом того, что в Киеве бояре намечают переворот, говорящий конь Юлий выводит князя Владимира в окрестные леса. Мол, переждём, покуда три богатыря не возвратятся из дальних странствий, а там все вместе и выведем подлых бояришек на чистую воду. Увы, слабовольный Владимир повстречался в волшебном лесу с дубом-мошенником, стал играть с ним в напёрстки и в пять минут проиграл всю столицу Древней Руси. Дуб на радостях вылезает из земли и в сопровождении гнусных молодчиков-подельников идёт вступать во владение стольным градом Киевом. «Не бывать тому, чтобы Киев в казино превратился!» – в один голос восклицают Юлий и Владимир, издали завидев, какой богомерзкой иллюминацией коварный дуб оснастил столицу. Вовремя подошедшим богатырям эти огоньки тоже оказываются не по душе.
К шестой серии богатырского мультсериала, снимаемого петербургской студией «Мельница», фантазия аниматоров окончательно выдохлась. Даже пресловутый дуб, говорящий голосом Дмитрия Нагиева, заимствован из самой первой ленты серии – «Алёша Попович и Тугарин Змей» (2004). Да и от всего прочего, что мы здесь видим, новизны ждать не следует.
Хотя коняга Юлий по-прежнему производит благоприятное впечатление на всякого, кто согласится забыть о том, что этот персонаж фактически срисован с Осла из «Шрека». И, разумеется, главной находкой сериала всё ещё остаётся трусоватый князь Владимир, не имеющий ничего общего со своим историческим прототипом, но зато вещающий неподражаемым интеллигентным баритоном Сергея Маковецкого.
Можно только позавидовать тем, кто и в шестой раз готов смотреть на всё это так же, как и в первый. Думается, у большинства зрителей (включая самых маленьких) давно уже наступило чувство пресыщенности богатырями.
Блажен, кто верует
Библейский блокбастер «Исход: Цари и боги» – далеко не совершенный, но однозначно самый зрелищный фильм из всех, что успели выйти в прокат в этом году.
«Исход: Цари и боги» (Exodus: Gods and Kings) (12+). Режиссёр Ридли Скотт. Великобритания, США, Испания, 2014
Египет, XIII столетие до нашей эры. Треть века назад дочка фараона подобрала в реке колыбель с младенцем. Так будущий национальный еврейский герой Моисей (Кристиан Бейл) вырос при дворе заклятых врагов собственного народа и даже крепко подружился со своим ровесником Рамзесом (Джоэл Эджертон). Словом, половину жизни Моисей прожил убеждённым в том, что он – истинный египтянин. Но вскоре всё переменилось. Друг Рамзес стал новым фараоном, усилил гонения на евреев, а Моисею в то же самое время открывается истина, что и его место рядом с этими гонимыми. А уж после того, как во сне ему явится Бог (пусть и в нелепом образе капризного ребёнка), Моисей раз и навсегда поверит: он был рождён на свет единственно для того, чтобы вывести праведное иудейское население из враждебного Египта аккурат в Землю обетованную.
«Исход: Цари и боги» – уже второй пеплум знаменитого режиссёра Ридли Скотта. Пеплумами именуются монументальные фильмы на античные или библейские темы. В 2000 году Ридли Скотт сработал на этом поле практически безупречно – именно тогда вышел его блокбастер «Гладиатор», давно внесённый в анналы шедевров массового кино. Однако картина «Исход» подобного признания едва ли удостоится.
И дело тут даже не в сомнительном символическом ряде, пронизывающем весь фильм. Хотя, конечно, более отталкивающее изображение Бога, чем здесь, трудно и припомнить во всём мировом кинематографе. Такое ещё можно было бы понять, если бы Скотт от начала до конца выдержал своё повествование в русле атеистического эпоса. Но подобная стратегия оказалась бы уж слишком смелым решением для высокобюджетного голливудского кино.
С середины в скоттовскую картину начинают проникать библейские чудеса, идущие вразрез с первой половиной фильма, из которой следовало, что Моисей был всего лишь безумцем, одержимым видениями. Не таковыми ли были всяческие шаманы да колдуны в языческих обществах? Мысль любопытная, но Скотт сам же поставил на ней крест, когда принялся наглядно демонстрировать фантастические «казни египетские», которыми Господь, по преданию, наказал гонителей евреев.
Чего у «Исхода» не отнять, так это зрелищности. Избранными местами фильм впечатляет даже больше, чем «Гладиатор», что неудивительно (15 лет как-никак минуло). Но по части драматургии (продуманности, логичности, повествовательной мощи) «Исход» уступает не то что лучшим, а даже иным второстепенным фильмам прославленного Ридли Скотта.