Сказка под Новый год
Мир давно побеждён. Не мечом, не в сраженьях И не силою знанья. Невидимым тем, Тем бессмертным, что слышится в каждом движенье, В каждом звуке его музыкальных поэм. Ольга Скопиченко. «П.И. Чайковский»
В канун Нового года в органном зале Иркутской областной филармонии прошли незабываемые концерты для школьников. Цикл классических концертов был посвящён творчеству великого русского композитора Петра Ильича Чайковского. Три концерта цикла «Великий сказочник П.И. Чайковский. Три балета-сказки» напомнили слушателям истории, ставшие основой либретто трёх балетов композитора – «Спящая красавица», «Лебединое озеро» и «Щелкунчик».
В основе либретто всех балетов лежат сказочные истории о любви, способной победить зло, иными словами – истории о стремлении к счастью, достижению которого мешают злые силы судьбы. Это одна из основных тем творчества Чайковского.
Всем без исключения хорошо известна сказка о прекрасной девушке, околдованной злыми силами и спящей мёртвым сном. Лишь верная любовь отважного юноши способна развеять чары и пробудить её ото сна. Это и «Сказка о мёртвой царевне» Пушкина, и «Спящая красавица» Жуковского, и русская народная сказка «Волшебное зеркальце». Есть и история о спящей царевне у немецких сказочников братьев Гримм под названием «Царевна-Шиповник», имеется сказка с той же сюжетной основой и у французского писателя Шарля Перро.
В основу сюжета балета «Лебединое озеро» были положены многие фольклорные мотивы, в том числе старинная немецкая легенда, повествующая о прекрасной принцессе Одетте, превращённой в лебедя проклятием злого колдуна – рыцаря Ротбарта. А известный балет «Щелкунчик» написан по мотивам сказки Гофмана «Щелкунчик и Мышиный король».
Несомненное достоинство данных программ заключалось в том, что исполнители обратились не только к подлинным страницам балетного либретто, но и к страницам музыки балетов, прозвучавшей в переложении для скрипки и фортепиано. Лишь музыка великого композитора способна посвятить в тайны превращений и сказочных чудес и удивительно красочно рассказать обо всех событиях. Пётр Ильич Чайковский, автор симфоний, опер, и в музыке балетов в полной мере воплотил талант симфониста, позволивший по отдельным мотивам ярко представить развитие сюжета. Выразительные мелодии, по знакомым оборотам которых сразу узнаётся великий композитор, завораживали зал. Неповторимое мелодическое богатство раскрыло перед слушателями сложный внутренний мир героев. Исполнительское мастерство музыкантов лауреата международных конкурсов Анны Варутиной (скрипка) и заслуженного артиста России Бориса Изаксона (фортепиано) только усиливало общее впечатление. Но более всего юным слушателям запомнилась музыка из балета «Щелкунчик», что неудивительно, ведь музыка знаменитого Па-де-де, мелодия Марша, пленительного Вальса цветов давно покорили весь мир, впрочем, как и Танец маленьких лебедей, и Вальс из «Спящей красавицы. Однако сюжет «Щелкунчика» более всего напоминал о предстоящем праздновании Рождества и Нового года.
Несомненно, истории, рассказанные восхитительной музыкой Чайковского, невозможно себе представить без танцевального искусства. И концерты цикла не стали исключением, поскольку во всех программах наиболее яркие характерные танцы исполнили солисты хореографического ансамбля «Гармония» детской школы искусств
№ 8 Иркутска под руководством Елены Бусаргиной. Это замечательные юные исполнительницы, по-настоящему увлечённые своим делом – Александра Хоменко, Таисия Батанова, Анна Побоченко, Вероника Быкова.
Приятно отметить и тот факт, что среди слушателей находились не только школьники, но и взрослая публика, что говорит о неиссякаемом интересе к музыке П.И. Чайковского.