издательская группа
Восточно-Сибирская правда

Плюсом к ртути и шлам-лигнину

  • Автор: Фёдор ТКАЧУК

«Усольехимпром», БЦБК и Ангарский металлургический завод – наиболее известные своим опасным «наследием» промышленные площадки в Приангарье. Последнюю из них сегодня можно назвать благополучной: отходы мышьяка удалось разместить на специально построенном полигоне. Демеркуризация цеха ртутного электролиза усольского предприятия, как обещает региональное минприроды, начнётся в 2015 году. К проблеме шламонакопителей на берегу Байкала удалось привлечь федеральный центр. Но, похоже, перечень площадок может расшириться.

Ситуация с промышленными отходами в Иркутской области обсуждалась на минувшей неделе на заседании комитета по природопользованию Законодательного Собрания. Резонансным оказалось короткое выступление на эту тему представителей администрации Иркутска. Начальник отдела экологической безопасности и контроля управления экологии Наталья Ступина сообщила, что в областном центре в районе бывшего завода радиоприёмников (улица Сергеева) выявлен мини-полигон отходов гальванического производства. Отходы, которые считаются одними из самых опасных для окружающей среды, хранятся сегодня практически под открытым небом.

– Земли, на которых расположены шлаковые отвалы, являются неразграниченными. Некогда территория принадлежала ПО «Восток» (завод радио­приёмников), обанкротившемуся в 1990-х. После часть земель приватизировали, а площадки с деревянными зданиями остались. Сейчас одно из зданий разрушилось и отходы 2-3 класса опасности хранятся в открытом виде, – прокомментировала «СЭ» Наталья Ступина.

Полемика относительно этого объекта развивается между городом и областным минприроды с 2011 года: первый добивается того, чтобы регион включил объект в профильную программу и взял на себя часть затрат по ликвидации шлака. «По первоначальным подсчётам, которые проводились в 2011 году, сумма составила 34 миллиона рублей. Но мы привлекли учёных из ИрГТУ, они проработали вопрос с применением новых технологий, и цена была немного снижена. Тем не менее вопрос для города остаётся обременительным в финансовом плане», – рассказывает Ступина.

Между тем участки рядом с полигоном начинают активно осваиваться. В 2015 году планируется возводить новый торговый комплекс по адресу: Сергеева, 3. Как рассказали «СЭ» в городской администрации, общественные слушания по строительству данного объекта состоятся 29 декабря. Таким образом, мини-полигон становится уже социально опасным, так как расположен достаточно близко к новой стройплощадке, резюмируют городские власти.

Глава минприроды Иркутской области Олег Кравчук, присутствовавший на заседании комитета ЗС, пообещал «рассмотреть вопрос в рабочем порядке». Он же рассказал о ситуации с опас­ными отходами производства в другом крупном городе Приангарья – Усолье-Сибирском. Напомним, здесь на площадке цеха ртутного электролиза хранится около 1,5 тыс. тонн элементов I и II классов опасности, а также стоят заражённые ртутью промышленные здания. По словам Олега Кравчука, демеркуризация начнётся в 2015 году. В 2014-м получено положительное заключение государственной экологической экспертизы, устранены все замечания по этой документации. Сейчас министерство разрабатывает техзадание для участников конкурса по выбору подрядчиков. «Претенденты должны иметь все лицензии, в том числе на работу с ртутьсодержащими отходами. Ведь утилизация будет происходить на месте, с разрушением строения, перемещением грунта и так далее», – говорит Кравчук.

Он напомнил об удачном завершении другого проекта по утилизации отходов мышьяка – на промплощадке Ангарского металлургического завода в Свирске. В рамках федеральной целевой программы в Свирске создан полигон промотходов, где хранятся теперь 167 тыс. тонн опасных веществ и стройотходы, загрязнённые мышьяком. Областной бюджет потратил на этот проект 173 млн рублей, местный – 1 млн, федеральный – 250 млн.

В настоящее время в Иркутской области остаётся ещё один сложный объект с промотходами. Это шламонакопители в Байкальске, служившие для нужд БЦБК. Их рекультивация будет следующим этапом решения региональной проблемы с отходами производства, говорит чиновник правительства области. По данным областного минприроды, в целом образование новых промышленных отходов первой категории пятого класса опасности пошло на спад – 104,5 тонны появилось в 2013 году, что на 10,5% меньше, чем в 2012 году. Правда, во многом это как раз и связано с закрытием БЦБК. 

Зато,  по мнению министра природных ресурсов, можно поставить точку в работе с другими опасными отходами – бесхозными пестицидами и ядохимикатами, скопившимися на территории региона. За 2011-2012 годы все эти вещества I и II классов опасности, не пригодные для применения, в общем объёме 123 тонны были вывезены на специализированные полигоны. В 2014 году, правда, были выявлены бесхозные ядохимикаты на территории Тайшетского района, но в рамках введения режима чрезвычайной ситуации решение также удалось найти.

Читайте также

Подпишитесь на свежие новости

Мнение
Проекты и партнеры