издательская группа
Восточно-Сибирская правда

«Куюмба – Тайшет»: прогресс и экология совместимы

ООО «ЦУП ВСТО» продолжает строительство магистрального трубопровода «Куюмба – Тайшет». На сегодняшний день сварено уже более 500 км трубы. В настоящее время проводится экспертиза проектной документации в ФАУ «Главгосэкспертиза России» (город Красноярск) по энергоснабжению трубопровода, полным ходом идут подготовительные работы для обеспечения начала строительства объектов внешнего электроснабжения. Однако такое оперативное строительство не означает, что экологические вопросы уходят на второй план. В ООО «ЦУП ВСТО» отмечают: в проекте предусмотрен целый комплекс экологических мероприятии вплоть до воспроизводства рыбных биоресурсов.

Крупномасштабная стройка в Восточной Сибири набирает обороты. ООО «Центр управления проектом «Восточная Сибирь – Тихий океан» (ООО «ЦУП ВСТО»), дочернее общество ОАО «АК «Транснефть», которое год назад начало строительство нового магистрального нефтепровода «Куюмба – Тайшет», сегодня подводит годовые итоги работы над проектом. В первую очередь это, конечно же, километры уже пройденного пути. Более 500 км трубы сварено за минувший год. За этой внушительной цифрой скрывается нелёгкий человеческий труд. Так, усложняет задачу не только суровый резко-континентальный климат, а также сложные географические условия и рельефные особенности территорий, где встречаются участки многолетней мерзлоты, по которым проходит труба; но и многочисленные водные преграды, которые требуется преодолеть и при этом сохранить экологическое равновесие в природе.

Напомним, что всего в рамках строительства магистрального нефтепровода «Куюмба – Тайшет» запланировано возведение четырёх нефтеперекачивающих станций, две из которых будут оборудованы резервуарным парком. Из 695,2 км трассы линейной части 506,4 км приходятся на Красноярский край, 188,8 км – на Иркутскую область. Магистраль пересекает 87 малых и 4 крупные реки. Проектом предусмотрено строительство 7 подводных переходов магистрального нефтепровода, четыре из которых оснащаются резервными нитками. Комплекс работ по основным ниткам ППМН, идущим через крупные водные преграды – реки Ангара (в месте пересечения 1820 м), Чуна и дважды Бирюса, – уже завершён.

Завершается и выполнение ещё одной главной задачи, поставленной на этот год. Речь идёт о разработке проектной документации по возведению объектов внешнего электроснабжения, которые необходимы для функционирования нового нефтепровода. 

– В настоящий момент вся документация подготовлена и передана на рассмотрение в ФАУ «Главгосэкспертиза России» (Красноярск), и к концу года планируется получить заключение по данному проекту, – отмечают в ООО «ЦУП ВСТО».

В это же время проектными институтами ведётся разработка документации для начала выполнения строительно-монтажных работ.

Пока документация на согласовании, на территории, где предстоит построить объекты энергообеспечения, полным ходом идёт подготовительный этап: проводится обустройство временных городков для строителей, ведутся работы по расчистке от леса полосы под ВЛ 110 кВ, обустройству временных съездов с вдольтрассового проезда и автозимника на трассу ВЛ 110 кВ.

А на ближайшую к месту производства работ железнодорожную станцию Карабула Красноярской ЖД уже начинают поступать материалы для строительства ВЛ 110 кВ. Не успели там вздохнуть свободно после вывоза трубной продукции, так теперь практически круглосуточно кипит работа по разгрузке вагонов с поступающими железобетонными фундаментами для опор.

Все работы выполняются в соответствии с утверждёнными сроками инвестиционной программы. 

«Бонусы» для регионов

Любой производственный проект, который запускает тот или иной инвестор, всегда рассматривается как новые перспективы социально-экономического роста для региона. Тем более если речь идёт о таком крупном объекте, как нефтепровод. Уже сегодня задействовано более 160 организаций из Красноярского края и Иркутской области. 

При этом создаются новые рабочие места. По оценкам специалистов, потребность в кадрах для строительства составит 5800 человек, 5200 уже работают, из них 1750 – жители Красноярского края. На этапе эксплуатации понадобится создать примерно 1400 рабочих мест, из которых 1200 также приходятся на край. К тому же будут использоваться и строительные материалы местного производства.

Кроме этого вместе с нефтепроводом появятся новые инфраструктурные объекты. Так, например, в посёлках Октябрьский и Ангарский будут построены жилые дома для работников, на маршруте трубопровода – объекты энергоснабжения и связи.

Кроме того, в целях сохранения территорий проживания и традиционного промысла в районах, где пройдёт трасса, ООО «ЦУП ВСТО» взяло на себя обязательства до 2016 года направить более 42,5 млн рублей семейно-родовым общинам коренных малочисленных народов Севера в рамках соглашений о компенсации убытков, причинённых в ходе строительства объектов внешнего электроснабжения.

Как всякий промышленный проект, нефтепровод «Куюмба – Тайшет» – это большая экологическая ответственность для ООО «ЦУП ВСТО». Строительство идёт с использованием лучших технологий, качество и надёжность которых проверены опытом ОАО «АК «Транснефть», строго выполняются российские и международные стандарты в сфере охраны природы.

Для обеспечения экологической безопасности при эксплуатации трубопровода и безостановочного процесса перекачки нефти проектные организации по заказу ООО «ЦУП ВСТО» досконально изучили свойства и поведение грунтов в период эксплуатации трубопровода, подготовили расчёты, подтверждённые натурными исследованиями. Опираясь на эти исследования, при строительстве трассы «Куюмба – Тайшет» предусмотрен ряд мероприятий, которые компенсируют негативное влияние на трубопровод опасных природных и геологических процессов. 

Отдельный комплекс мер направлен на компенсацию ущерба водным биологическим ресурсам: ООО «ЦУП ВСТО» с 2014 по 2016 год планирует выращивать и выпускать пелядь в бассейн реки Енисей в количестве 4 млн. А на территории Иркутской области в июле этого года в Братское водохранилище была выпущена молодь сазана (41 333) и хариуса (584 444). Выпуск лососёвых видов рыб в промышленных масштабах на данной территории был произведён впервые. 

По завершении строительства МН «Куюмба – Тайшет» будет проведена рекультивация нарушенных земель. Кроме того, в Тайшете построят эколого-аналитическую лабораторию, которая будет отслеживать состояние окружающей среды. 

Читайте также

Подпишитесь на свежие новости

Фоторепортажи
Мнение
Проекты и партнеры