издательская группа
Восточно-Сибирская правда

«Явить свету и оставить потомству»

В фондах «Молчановки» обнаружен уникальный книжный памятник, в России известны только девять экземпляров этой книги

Эта книга никогда не продавалась. Никто не знает её тираж. Автор книги «Опыт о правилах медальерного искусства» подписался инициалами А.О. Сейчас в России известно только девять экземпляров этого издания. Восемь из них находятся в европейской части России, например, в Эрмитаже, в Российской государственной библиотеке. А девятый был обнаружен в конце 2013 – начале 2014 года сотрудниками отдела историко-культурного наследия библиотеки им. И.И. Молчанова-Сибирского в редком фонде «Молчановки». В минувший вторник книга, датируемая 1817 годом, была выставлена на всеобщее обозрение. Только один день можно было полюбоваться книжным памятником федерального значения.

Около сотни человек, включая совсем юных читателей и пенсионеров, во вторник любовались этим изданием. Выставлено оно было только один день. С раритетом ознакомилась даже группа кадетов. Отдел историко-культурного наследия – одна из «путевых точек» в экскурсии по Иркутской областной государственной универсальной научной библиотеке им. И.И. Молчанова-Сибирского. Одна из самых интересных «точек», но на этот раз и раритет действительно был особенным – его показывали только один день – 9 декабря, в День героев Отечества. Книга «Опыт о правилах медальерного искусства» была издана в 1817 году в типографии Императорского театра. 

Автор этого труда подписал книгу инициалами А.О. Однако известно, что автором её был Алексей Николаевич Оленин, потомок старинной дворянской семьи, известной с первой половины XVI века и внесённой в первую часть «Бархатной книги» (родословная книга наиболее знатных боярских и дворянских фамилий России). В 1774 году был зачислен в Пажескую придворную школу (будущий Пажеский корпус). В 1780 году за отличия в учёбе был направлен в Германию для совершенствования познаний в военных науках и словесности. В 1785 году вернулся на родину, был определён служить в артиллерию, принимал участие в Русско-шведской войне 1788–1790 годов и Русско-польской войне в 1792 году, вышел в отставку весной 1795 года. В октябре 1797-го назначен управляющим Монетным двором. «На этом посту помимо прочего он ознакомился с искусством изготовления медалей, – рассказывает главный специалист отдела историко-культурного наследия «Молчановки» Наталья Суханова. – В декабре 1798 года Оленин был произведён в действительные статские советники. Ему благоволили многие влиятельные лица, включая графа Александра Сергеевича Строганова. После того как на престол взошёл Александр I, Оленин оказался в числе его приближённых. В 1801 году он был назначен статс-секретарём Его Императорского Величества. С сентября 1802 года работал вместе с Михаилом Михайловичем Сперанским по организации Министерства внутренних дел. В 1810 году Оленин был назначен статс-секретарём, возглавлявшим отделение гражданских и духовных дел, которое вело делопроизводство одноимённого департамента Государственного совета, стал тайным советником. В 1814–1827 годах занимал пост государственного секретаря. С приходом на престол Николая I Алексей Оленин, как приближённый Александра I, уходит в тень и с 1827 года становится членом Государственного совета». Именно он на заседании Госсовета 27 ноября 1825 года зачитал пакет с волей покойного императора Александра I и отречением от престола цесаревича Константина Павловича. 

Алексей Оленин остался в истории как автор многочисленных научных трудов, в частности «Толкования многих военных русских старинных речений» 1786 года, за этот труд был избран членом Российской академии наук. Был почётным членом Петербургской академии наук, с 1817 года – президентом Академии художеств. С 1811 года возглавлял Императорскую публичную библиотеку в Санкт-Петербурге. Алексей Оленин является автором трудов по истории и археологии Древней Руси. «Ваше сиятельство непременно от меня требуете, чтобы я издал в свет примечания о камне Тмутораканском. По многим отношениям, особливо по Вашей и моей страсти к древностям российским, я вам отказать не могу», – писал Оленин. 

Книга «Опыт о правилах медаль­ерного искусства. С описанием проектов медалей на знаменитейшие происшествия с 1812 по 1816 год; и трёх проектов памятника из огнестрельных орудий, отбитых у неприятелей в 1812 году» была написана в 1813 году и в виде рукописи преподнесена Алексеем Олениным императору Александру I. «К рукописи было приложено 12 проектов медалей в честь событий 1812–1814 годов, исполненных гравёрами Иваном Ивановым и Андреем Ухтомским, – рассказывает Наталья Суханова. – Эскизы выполнял сам Алексей Оленин». Рукопись была напечатана спустя три года в типографии Императорского театра в изменённом и сокращённом варианте. Однако были сохранены 15 проектов медалей тех же авторов, среди которых: «На единодушное ополчение русского народа в 1812 году», «На истребление врага в пределах России», «На изгнание врага из пределов России», «В честь русской пехоты», «В честь русской конницы», «На вступление в Париж», «Александру Великодушному».

«Алексей Оленин составил очерк, посвящённый истории развития медальерного искусства, – рассказывает библиотекарь. – В книге есть рассуждения президента Академии художеств о способах увековечения памяти ратного подвига русского народа в медалях, обелисках и памятниках, 15 рисунков медалей, которые Оленин комментирует. Почти на всех медалях представлен образ Александра I. В античных фигурах, изображённых на медалях, угадывается образ царя». Сам Оленин целью книги считал следующее: «чтобы сим опытом возбудить благородное стремление в соотечественных художниках к произведению изящных памятников искусства», «явить свету и оставить потомству изящные произведения художества», напоминавшие «о неимоверных событиях» того времени. Как свидетельствуют специалисты Государственного Эрмитажа, труду Алексея Оленина не повезло – по рисункам, помещённым в его книге, была отлита одна медаль, и та через сотню лет после выхода в свет книги. Однако в 2010 году к юбилею Отечественной войны 1812 года петербургским скульптором-медальером Алексеем Архиповым были отлиты все 15 медалей. 

Как и все книги Алексея Оленина, эта не продавалась. «Вопрос о том, сколько экземпляров было напечатано, спорен, но не вызывает сомнения тот факт, что книга вышла очень маленьким тиражом, – говорит Наталья Суханова. – Книга должна была быть отправлена в ограниченное количество организаций, на обороте титульного листа после надписи «Печать позволяется» есть перечень таких организаций, конечно, он не полный. Один экземпляр для цензурного комитета, один – для департамента Министерства народного просвещения, два – для Императорской публичной библиотеки, один – для Императорской академии наук». 

Известно, что один экземпляр хранится в библиотеке Академии наук (с дарственной надписью Алексею Аракчееву), один – в библиотеке Академии художеств. Автор подписал его для художника Фёдора Толстого, который известен как один из лучших мастеров медальерного искусства. Его серия из 20 рельефов, созданных в духе классицизма после победы в Отечественной войне 1812 года, считается лучшим произведением русского медальерного искусства XIX века. И тем не менее Алексей Оленин решился предложить художнику ознакомиться с рисунками медалей, сделанных по его эскизам. Ещё экземпляр книги хранится в Эрмитаже. Это стало известно благодаря тому, что в 2009 году был осуществлён проект репринтного издания книги «Опыт о правилах медальерного искусства» издательством «Альфарет» (сейчас стоимость репринта доходит до 67 тысяч рублей, оригинал же бесценен). Тогда же выяснилось, что пять экземпляров книги находятся в Российской государственной библиотеке. В конце 2013 – начале 2014 года при подготовке каталога «Русская книга гражданской печати» сотрудники отдела историко-культурного наследия обратили особое внимание на это издание с инициалами А.О. Работа со Сводным каталогом русской книги 1801–1825 годов Российской государственной библиотеки показала, что имя автора было известно – в каталоге он значится как «Оленин». Книга сохранилась в очень хорошем состоянии, лишь слегка надорван корешок. Поступила она в «Молчановку» в конце XIX – начале XX века, на ней значится штамп Центральной библиотеки Иркутска. Однако неизвестно, каким образом столь ценная книга, относящаяся к памятникам федерального значения, попала в столицу Приангарья. 

Автор этого труда подписал книгу инициалами А.О. Однако известно,
что автором её был Алексей Николаевич Оленин, потомок старинной дворянской семьи

В фондах «Молчановки» хранится около 400 книжных памятников федерального значения, включая очень редкие издания, к примеру «Донесение следственной комиссии по делу декабристов», выпущенное в 1826 году 100 экземплярами и практически сразу запрещённое к повторным изданиям. По словам Натальи Сухановой, сейчас неизвестно, есть ли ещё в региональных библиотеках экземпляры «Опыта о правилах медальерного искусства…» Алексея Оленина. Пока «Молчановка» первой объявила о наличии в своих фондах этого книжного памятника. В начале 2015 года библиотека намерена зарегистрировать свой экземпляр в Общероссийском  своде  книжных памятников. «Возможно, какие-то другие региональные библиотеки тоже зарегистрируют это издание. Но пока в России известно всего девять экземпляров, и только один за пределами европейской части страны – в наших фондах», – сказала Наталья Суханова. 

Читайте также

Подпишитесь на свежие новости

Мнение
Проекты и партнеры