Новизна оркестровых красок
Впервые в Иркутске прозвучали сочинения композиторов Грузии в исполнении Губернаторского симфонического оркестра областной филармонии
«Ценность художественного произведения определяется не простотой или сложностью выражения, а глубиной и значительностью мысли, способной увлечь слушателя».
Грузинский композитор Гия Канчели
Художественный руководитель и главный дирижёр Губернаторского симфонического оркестра Илмар Лапиньш сделал большое открытие для иркутян, исполнив малоизвестные сочинения грузинских авторов Захария Палиашвили (1871–1933), Димитрия Аракишвили (1873–1953), Мераба Гагнидзе (род. в 1944), Гия Канчели (род. в 1935). Можно сказать, что программа вечера кратко осветила историю развития и становления оперной и симфонической музыки не только Грузии, но и всего мира в XX веке. Каждый из прозвучавших опусов потрясает новизной музыкальных тем, в которых раскрываются вечные вопросы поиска истины, добра и справедливости, смысла жизни. Непривычное для широкого слушателя звучание музыки, проявившееся в новизне оркестровых красок, в неожиданном сочетании тембров (оркестр, солирующий аккордеон, говор, звуковые эффекты хлопков в ладоши и топот во Второй блиц-симфонии Гагнидзе), многообразие конструктивных и драматургических решений сделали своё дело – музыка завладела фантазией и воображением слушателей. Удивительно то, что за всем многообразием ясно угадывается национальная природа грузинской музыки: в характерном ритме лезгинки, в пустых созвучиях, идущих от грузинского хорового пения и звучания национальных инструментов.
Вместе с тем в произведениях программы можно отметить тенденции развития западноевропейской музыки XIX-XX веков. Противопоставление поэтически созерцательных и страстно патетических образов в сочетании с тонкой зарисовкой картины вечерней природы, отображённой в нежной пастушеской мелодии гобоя, указывает на некоторые черты импрессионизма в увертюре Палиашвили к опере «Даиси» (в переводе означает «сумерки»). Опера была написана в 1923 году, как раз в тот период, когда продолжалось утверждение творческих принципов музыкального импрессионизма. Романсово-ариозный стиль в каватине Тамары из оперы Аракишвили «Сказание о Шота Руставели» напомнил о влиянии музыкального романтизма и русской оперной школы в лице Чайковского. Сочинение исполнила лауреат международных конкурсов Ольга Басова (сопрано), солистка Красноярского театра оперы и балета.
Вторая блиц-симфония Гагнидзе отразила одну из ведущих тенденций XX века – поиск новых выразительных средств в симфонической музыке. Интересным оказался тот факт, что автор – пианист, является учеником Давида Торадзе. Это имя знакомо иркутянам по выступлению сына Давида Торадзе – Александра, солиста фестиваля «Звёзды на Байкале» 2013 года. Поиск нового звучания оркестра привёл автора произведения к смелому шагу – соединению тембров духовых и аккордеона (соло аккордеона исполнил заслуженный артист России Александр Чудновский), специфических эффектов звучания духовых инструментов, ксилофона, колоколов и унисонного звучания струнных в длительно восходящей теме. Симфония посвящена Израилю, поэтому в её темах слышны тонко вплетённые в симфоническую палитру мотивы еврейской народной музыки.
Подлинной кульминацией вечера стало исполнение оригинального сочинения Канчели «Стикс» для альта, смешанного хора и оркестра. Произведение посвящено Юрию Башмету, в жанровом отношении представляет собой симфоническую поэму, а в содержательном плане это реквием в память ушедших из жизни близких людей. Произведение было написано после известия о смерти друга композитора Альфреда Шнитке в 1999 году. Драматургические принципы поэмы основаны на сопоставлении полюсных образов-состояний вне временных рамок, поскольку само время становится главным обобщённым образом. Для выражения основной идеи поэмы – размышления о смысле жизни – Канчели внедряет собственный принцип формообразования, основанный на бесконечно изменчивых соотношениях звука и тишины, а над всем то отрешённо, то патетически страстно звучит голос альта, инструмента, чей тембр в наибольшей степени способен выразить горестно-сосредоточенное состояние духа. Текст хоровой партии на первый взгляд лишён смысла, поскольку содержит перечень имён, фамилий, среди которых произносится и имя Альфреда Шнитке, перечень названий городов, храмов. Однако таким образом подчёркивается смысл отдельно взятого слова подобно тому, как в музыкальных темах всей поэмы большое значение приобретает каждый мотив. Это нескончаемая цепь событий, фрагментов, отрывков подсознания, всего того, из чего складывается человеческая память, становящаяся отражением времени. Невольно в момент звучания музыки возникает вопрос: что есть наша жизнь?
Партию альта исполнил Юрий Лень, солист Губернаторского симфонического оркестра. Юрий Лень окончил Киевскую консерваторию, на протяжении почти двадцати лет является солистом оркестра. В творческой биографии музыканта немало ярких сольных программ, концертных выступлений с симфоническим оркестром. Но выступление музыканта на вечере 14 декабря, в день премьеры музыки Канчели, по-настоящему потрясло публику. В исповедальных монологах альта слышны были боль и отчаяние, светлая радость, порой звучащая с детской открытостью, моменты размышления в баховском стиле. Потрясающе прозвучало окончание поэмы: одинокие звуки в высоком регистре как будто отмеряли последние минуты жизни в надломленном сознании человека, а пронзительное шипение от движения древка смычка по инструменту в полной тишине воспринималось как последнее дыхание перед смертью… Исполнение музыканта оказало сильное эмоциональнее воздействие на публику, это ощущалось по реакции слушателей, не сразу решившихся аплодировать после окончания произведения.
Вечер грузинской музыки прошёл с большим успехом. По словам Илмара Лапиньша, подобные программы, посвящённые музыкальной культуре отдельно взятой страны, будут продолжаться, поскольку им задуман цикл концертов в знак уважения к тем диаспорам, представители которых живут в Иркутске. Так, в январе должен состояться вечер украинской музыки, а затем и белорусской. Воистину искусство не имеет национальной принадлежности, и время над ним не властно.