Четвёртая ходка «вахтовика»
Сотрудники оперативного сыскного отдела УМВД по Иркутску своих «клиентов» знают в лицо: как правило, это воришки узкой специализации – карманники, домушники, барсеточники и тому подобные знатоки криминальных профессий. За свою уголовную жизнь каждый из них делает не одну ходку в зону: фигурантам уголовных дел по статье 158 УК РФ, при отсутствии отягчающих вину квалифицирующих признаков, грозит от силы два-три года лишения свободы и условно-досрочное освобождение за примерное поведение.
По этой схеме складывалась и криминальная карьера 33-летнего Максима З., приговорённого Кировским районным судом Иркутска к полутора годам строгого режима за кражу из автомобиля с причинением значительного ущерба потерпевшему (п. «в» ч. 2 ст. 158 УК РФ). Молодой человек уже отбывал наказание за подобное преступление в 2008 году, но через несколько месяцев после УДО опять оказался за колючей проволокой. После этого были и третья, и четвёртая попытки Фемиды поставить парня на путь исправления. Всё тщетно. Нигде не работающий житель посёлка Карлук «на вахту» приезжал обычно в областной центр. Гулял по городу, присматривал, где что плохо лежит. Выбор «объекта» для применения воровских навыков проблемой никогда не был – и всё из-за легкомыслия владельцев машин, оставляющих в салонах ценные вещи.
Хищение из автомобилей давно уже стало одной из самых популярных специализаций уголовников. Замки большинства транспортных средств отворяются обычно простейшей отмычкой, а к завываниям сигнализаций владельцы иномарок так привыкли, что и внимания на них не обращают. Гуляя как-то погожим сентябрьским днём по улице Тимирязева, Максим З. увидел возле батальона ГИБДД припаркованный микроавтобус «Митсубиси Делика». На заднем сиденье машины лежал ноутбук в чехле. Через минуту дверь автомобиля была открыта с помощью ножниц, выуженных воришкой из собственного кармана. Сработавшая сигнализация иномарки его нисколько не смутила, как и близость объекта к дислокации целого полицейского батальона. С ноутбуком «Самсунг» и фотоаппаратом «Сони», обнаруженным под курткой владельца машины в салоне, похититель не торопясь дошёл до перекрёстка улиц Дзержинского и Чехова, остановил такси, сбыл шофёру краденый фотоаппарат за смешную цену в 2,5 тысячи рублей, а потом на попутках добрался до Карлука. На следующий день Максим З. вернулся в Иркутск в компании подруги, чтобы продать ноутбук.
Как рассказал позднее потерпевший, он прекрасно слышал вой сработавшей на его машине сигнализации, но подумал, что причиной тревоги стал прошедший мимо трамвай. И отвлекаться от важного разговора с представителем дорожно-патрульной службы не захотел. А когда через полчаса вернулся наконец к своему авто, то убедился: тревога была вовсе не ложная. Дверь микроавтобуса оказалась вскрытой, а дорогих вещей и след давно простыл. Фотоаппарат «Сони» принадлежал ОАО «Востоксибэлектромонтаж», где работал водитель, а ноутбук был его собственный. Каждому из потерпевших – и юридическому, и физическому лицам – нанесён материальный ущерб примерно в 30 тысяч рублей.
Эта криминальная история для жертвы легкомысленного поведения окончилась бы плачевно, если бы не сотрудник ОСО УМВД России по городу Иркутску А. Сухих. Сыскарь знает в лицо всех воров, состоящих на оперативном учёте. И, работая в районе Центрального рынка по пресечению сбыта краденых вещей, сразу обратил внимание на старого знакомца. Максим З. вёл себя, как и положено вору: вместе с подругой сновал по торговым рядам, оглядывался, без конца звонил по сотовому телефону. Потом пошёл на трамвайную остановку, но в вагон не сел. Тот факт, что за плечом безработного висела сумка с ноутбуком, всё объяснил опытному оперу. Полицейский подошёл к подозреваемому, представился, показал служебное удостоверение и предложил пройти в отдел для установления личности. Воришка, соврав, что ноутбук его собственный, поплёлся вслед за блюстителем порядка. Но тут их разделил разнорабочий с тележкой, и ловкий парень сбежал, успев выбросить краденую вещь в мусорный бак. Выуживать её оттуда пришлось подруге, которую сыщик после этого приковал к себе наручниками.
В ходе предварительного следствия Максим З., которого вскоре тоже задержали, в подробностях рассказал о том, как совершил преступление. Заявил, что у него были финансовые трудности, поэтому пройти мимо дорогой вещи, небрежно брошенной в машине и такой доступной для человека его «профессии», он не смог. Но в суде парень придумал новую версию: ноутбук он якобы нашёл на дороге, а от полицейского сбежал, испугавшись, что на него повесят кражу. Однако доказательства были налицо.
Кировский районный суд Иркутска при назначении наказания учёл как смягчающие обстоятельства (тяжёлое заболевание), так и отягчающие (рецидив преступлений в период условно-досрочного освобождения). В зале суда парня, который находился на подписке о невыезде, заключили под стражу. Хотя преступление, совершённое Максимом З., к категории тяжких не относится, отбывать наказание рецидивисту придётся в колонии строгого режима.