«Будем снимать кино»
В Иркутске прошёл показ возможностей проекционного оборудования нового планетария
Эпопея со строительством Иркутского планетария, похоже, близится к счастливому завершению. Журналистам в тестовом режиме уже представили проекционное оборудование звёздного зала фирмы Barco. Закуплено девять купольных фильмов – о физике чёрных дыр, экзопланетах, Солнечной системе. Но главное – оборудование позволяет создавать авторские лекторские программы. Астросимулятор поможет лектору «отрисовать» поверхности планет, прочертить трассы полёта комет, показать орбиты и многое другое. Открытие планетария для населения должно состояться в ближайшие 2-3 месяца. Помимо платных сеансов, в планетарии обещают и бесплатные.
«По-нашему, здесь необходимо иметь планетарий»
Иркутск является третьим городом в России по количеству астрокосмических исследований, третье место у него после Московской и Ленинградской областей (включая Москву и Санкт-Петербург) по количеству летавших космонавтов – их у нас четыре. А сама астрономическая история города началась ещё в XVIII веке: в 1761 году Михаил Ломоносов определил Иркутск одной из трёх «точек», где его экспедиции будут наблюдать прохождение Венеры по диску Солнца. Вопрос об «астрономическом пункте» в Сибири, где было особенно чистое небо, в XIX веке поднимался не раз. Говорили, конечно, о создании научной базы, но толчком к таким идеям всегда было событие, которое вызывало массовый интерес. Как это случилось в 1887 году, когда сибиряки «с ужасом» ждали затмения Солнца. «Затмение Солнца в Сибири и необходимость постоянной физической обсерватории» – с такой передовицы открылось «Восточное обозрение» в августе 1887 года. «Сибирское небо своею синевою напоминает южное прекрасное небо. Синева не уступает итальянской. Звёзды кажутся больше, чем в других местах, и блещут ослепительно ярким светом. Всё это благоприятствует здесь особенно астрономическим наблюдениям… В Сибири должен быть устроен, наконец, постоянный астрономический пункт и обсерватория», – писала газета, публикуя многочисленные сообщении из сибирских городов о наблюдавшемся полном затмении Солнца. «Народ стал креститься и молиться на эту корону. Корона была величественна и прекрасна» – так описывали свои ощущения сибиряки. После этого события обсерваторию предлагали создать при создававшемся университете в Томске.
Правда, первый «астрономический пункт» появился не в Томске, как мечталось, а в Иркутске, через 23 года после той газетной передовицы. И был он скорее не научным, а научно-популяризаторским. В 1910 году была открыта астрономическая обсерватория ВСОИРГО, где был установлен телескоп, выписанный с завода Карла Цейсса в Йене. По сути, эта обсерватория и положила начало популяризации астрономии в Иркутске. Нынешний планетарий в 130-м квартале связан с этой обсерваторией… телескопом. Сейчас старинный Цейсс установлен в обсерватории нового здания Иркутского планетария. Каков был интерес населения Иркутска к небу, можно судить по тому, что в 1910 году, когда была видна комета Галлея, на улицах Иркутска уходила, как горячие пирожки, «кометная литература» апокалипсического толка. И конечно, такие популяризаторы, как основатель обсерватории Руфин Пророков, были очень востребованы, потому что они рассказывали правду о небесных явлениях. Пророков получил благодарность от Русского общества любителей мироведения за то, что ему удалось наблюдать комету Галлея ранее, чем в Пулково. Он же ещё до официального открытия планеты Плутон, в 1928 году, сообщил Иркутску о том, что существование этой планеты предсказано учёными. В июне 1936 года на улицах Иркутска шла массовая торговля засвеченной киноплёнкой – горожане сотнями вышли на улицы смотреть на затмение. «Наиболее страстные наблюдатели прикрепили плёнки к глазам на манер очков». На затмение из Иркутска отправлялись целые корабельные туры, а Руфин Пророков разместил в газетах подробную карту, где и когда будет наблюдаться затмение на территории Иркутской области. И уехал сам «за затмением» в район реки Большая Мамырь в Братский район. «Могучему старцу», который почти три десятка лет своей жизни посвятил популяризации астрономии в Иркутске, было тогда 78 лет. И это было последнее его затмение.
Пройдёт 12 лет после его кончины, и в 1948 году в «Восточке» опубликуют письмо другого человека, который ежедневно поднимался в обсерваторию по той же лесенке, что когда-то Пророков, – заведующего службой Солнца астрономической обсерватории госуниверситета Алексея Каверина. «Астрономическая обсерватория при Иркутском государственном университете имени А.А. Жданова и Иркутское отделение Всесоюзного астрономо-геодезического общества ставят вопрос о постройке планетария и надеются на помощь всех советских, партийных и общественных организаций, всех трудящихся города и области в этом нужном деле. По-нашему, здесь необходимо иметь планетарий, который бы явился центром распространения астрономических знаний для Сибири и Дальнего Востока», – считал учёный. Отдельного здания планетарий тогда так и не получил: в сентябре 1949 года было принято решение о размещении планетария в здании бывшей Троицкой церкви. Согласно документам госархива новейшей истории Иркутской области, пуск планетария в Троицкой церкви состоялся 1 марта 1950 года, газеты зафиксировали дату 4 марта, а праздновали день рождения планетария сотрудники многие годы 12 марта (так сложилась традиция).
От «яблонь на Марсе» до Элтона Джона
«Маленькая, быстрая электрическая стрелка, повинуясь лектору, бегает по небу, указывая созвездия, туманности, движения Солнца и Земли. И невольно проникаешься ощущением величия Вселенной» – так описывала «Восточка» первые сеансы Иркутского планетария в 1950 году. 65 лет назад! Диаметр купола Троицкой церкви – 8 метров, в зал тогда вмещалось 120 человек. В минувшую пятницу журналистов собрали в звёздном зале нового Иркутского планетария музейного комплекса «Ноосфера» в 130-м квартале. Диаметр купола здесь 9,14 метра, в зале 45 мест, можно увеличить до 49. Мало кто знает, но ещё в 1960-х годах в Иркутске планировалось отдельное здание под планетарий. Но до 1986 года, когда аварийная Троицкая церковь была закрыта на ремонт, а планетарий выселен, новое здание так и не было построено. Здание в 130-м квартале, сооружённое группой компаний «Метрополь», по сути, первое отдельное здание под планетарий за всю историю Иркутска. После выселения в 1986 году были восемь проектов создания планетария, и только девятый, метрополевский, увенчался успехом. Проект осуществлён полностью на частные средства.
«По не зависящим от нас причинам строительство и ввод объекта затянулись, – говорили на встрече с журналистами представители группы «Метрополь» в Иркутской области. – Но теперь оборудование установлено и запущено». Проекционное оборудование фирмы «Барко», которое установлено сейчас в планетарии, – это новый век. Чтобы сильнее ощутить разницу, стоит вспомнить, на чём работали советские лекторы. Старый Иркутский планетарий был оснащён сначала аппаратом УП-3, или так называемым «Упрощённым планетарием», изготовленным для Иркутска в экспериментально-механических мастерских Московского планетария. По сути, основу прибора составляли картонные полусферы, в которых искусно были проделаны отверстия, представляющие небесный свод. Всё это подсвечивалось лампами, и зритель видел проекцию созвездий на куполе. В книге отзывов планетария за 1953 год читаем запись: «Восход Солнца не даёт нужного представления. Солнце вдруг, ни с того ни с сего, выскакивает выше горизонта…». Лекторам нужно было «чувствовать» капризный аппарат. За аппаратуру в стареньком планетарии отвечал великолепный механик, будущий директор планетария Анатолий Селезнёв. УП-3 честно отработал 10 лет, а в 1960 году ему на смену пришёл УП-4, более совершенный аппарат. Он тоже проработал практически десятилетие. «В 1969 году коллектив планетария под руководством т. Селезнёва А.В. осуществил довольно сложный демонтаж старой аппаратуры «Звёздного зала» и установку новейшей аппаратуры фирмы «Цейсс» из ГДР, – читаем в отчёте областной организации «Знание» в марте 1970 года. В 1977 году УП-4 был передан Иркутскому педагогическому институту (ныне ВСГАО) и работает до сих пор. К звёздной машине прилагался целый набор проекторов, способных, к примеру, создавать эффект «Северного сияния». «Дай-ка, Юра, тропики» – так рассказывали газеты. Юра – это тогдашний «механик Вселенной» Юрий Нилов, а обращался к нему директор Анатолий Селезнёв. «И через несколько секунд под куполом планетария шумят вечнозелёные джунгли, – восхищённо писал корреспондент. – Хотите панораму Москвы или Антарктики – пожалуйста. Можно небо Южного полушария с созвездием Южный крест, можно северное с созвездием Лиры…». Раньше лектор стоял у большого пульта с тумблерами, щелчок тумблера «включал» проекцию Луны, Солнца. Хотя звёздная машина работала отлично, возможности проекций были ограниченными.
Современным же лекторам придётся иметь дело с куда более сложным оборудованием. «Год назад мы с Дмитрием Семёновым (руководитель проекта «Ноосфера» Фонда содействия сохранению озера Байкал. – Авт.) посетили ряд стран и городов России, чтобы посмотреть аппаратуру, – рассказал руководитель IT-управления компании «Метрополь» Александр Пономарёв. – Посмотрели оборудование бельгийской фирмы Barco в Нанте, немецкого завода Zeiss в Йене, японской компании Konica Minolta в Екатеринбурге, где установлена, насколько мне известно, единственная в России система Minolta. В итоге был проведён тендер, и по его результатам мы остановились на оборудовании фирмы Barco. В Иркутском планетарии используется двухпроекторная система норвежской фирмы Projectiondesign, которая в 2013 году была приобретена фирмой Barco». По словам Пономарёва, в планетарии используются проекторы Projectiondesign серии F35. По описанию, размещённому на публичных площадках, это единственные в мире проекторы с разрешением WQXGA, с количеством пикселей вдвое большим, чем в стандартных проекторах. Разрешение – 2650 на 1600 точек.
«Если вы обратили внимание на звук – нет эха, звучание чистое, – это купол, который тоже фирмы Barco, – рассказал Александр Пономарёв. – Сочетание картинки и звука является наилучшим из того, что я лично видел во время визитов в другие планетарии разных стран». Александр Пономарёв особое внимание обратил на качество изображения. «Если вы посмотрите на звёздочки, то они круглые, нет серьёзных искажений, – пояснил он. – В нашем случае все искажения минимальные, что достигается ещё и за счёт сравнительно небольшого диаметра купола».
Когда-то в старом Иркутском планетарии звучала песня «И на Марсе будут яблони цвести…», кто-то помнит, как над созданной руками мастеров планетария панорамой Иркутска вставало солнце под позывные города. Первая песня, которая прозвучала в стенах нового планетария, принадлежит Элтону Джону, под его композицию «Rocket Man» демо-ролик для прессы прошёл на ура под выкрики: «Вау, классно!»
Нарисовать планету
С 24 ноября по 5 декабря настройкой оборудования в Иркутском планетарии занимались французские специалисты. Они же учили группу будущих лекторов работе с оборудованием. Журналистам продемонстрировали первые итоги – работу программного обеспечения – астрономического симулятора «Sky Explorer». 65 лет назад в Иркутском планетарии первую лекцию прочитал будущий заведующий лабораторией Рязанского госуниверситета, профессор Василий Курышев, лекция называлась «Наука и религия о строении Вселенной». Первая в истории нового планетария лекция была посвящена Солнечной системе и возможностям астросимулятора. «Показ кино – не основная функция планетария, она вторичная и вспомогательная, – сказал Дмитрий Семёнов. – Астросимулятор предназначен для того, чтобы вести в планетарии образовательную программу. Есть несколько вариантов симуляторов, которые используются в мировых планетариях, компания Barco очень хорошо представлена на этом рынке и даёт вполне качественные возможности для работы». «Sky Explorer» – это разработка французской компании RSA Cosmos, аналогичные симуляторы используются в Донецком и Новосибирском планетариях. «В «секретном месте» в нашем планетарии стоят большие серверы, на них собран материал, из которого можно комбинировать различные лекционные программы и делать лекции практически обо всём, что мы сегодня знаем о небе, – сказал Дмитрий Семёнов. – Можно создавать как проекции всего того, что мы можем увидеть глазом, так и того, что находится в глубоком космосе, но уже изучено или рассчитано».
Во время первой лекции в новом планетарии зрителям показали, как можно «симулировать» открытие одиночной звёзды Kepler-11 в созвездии Лебедя и семейства планет возле неё при помощи космического спутника, телескопа Kepler (открытие в реальном времени опубликовано в 2011 году). Возможности у симулятора довольно большие, к примеру, можно показать орбиты планет различными цветными линиями, траектории полёта комет. Симулятор позволяет «отрисовать» поверхности воображаемых планет, окрестности звёзд, чёрных дыр и других космических объектов. Лекторам советского времени приходилось составлять лекции только на основе работы звёздной машины, проекторов и диапозитивов. Диапозитив, как бы красочен он ни был, всегда даёт одно и то же изображение. В старом планетарии бывали случаи, когда за поверхность Венеры лектор «выдавал» слайд из набора о древнем прошлом Земли. Симулятор же позволяет современным лекторам почувствовать себя создателями «иных миров». «А вот это Марс, – говорит лектор. – И здесь поверхность более-менее адекватно воспроизведена по снимкам, которые сделаны как с борта космических аппаратов со спутников Марса, так и с аппаратов, которые побывали на его поверхности. Фактуру поверхности Марса можно нарисовать и по-другому, показать огромные вулканы, глубокие ущелья, вершины, кратеры, следы древних метеоритных бомбардировок. А вот это Солнце, и изображения солнечных пятен, полученные совсем недавно с космической обсерватории НАСА, SDO (Solar Dynamics Observatory)». В конце путешествия мы видим Землю такой, какой видят её космонавты на МКС, причём программа позволяет «отрисовать», как говорят специалисты, и показать всё что угодно – рельефы, горы. Степень детализации картинок очень высокая. На куполе – знакомые очертания. «Это Ольхон, судя по всему?» – спрашивает кто-то. Сквозь дымку атмосферы сверху просматривается Байкал. Лекция завершается аплодисментами.
«Планетарий – это не кино»
Лекторы старого Иркутского планетария очень часто давали подробные, большие комментарии на страницах областных газет. Традиция была заложена ещё до революции Руфином Пророковым. После революции она не умерла. Печатались даже научные серии под заголовком «Беседы на естественно-научные темы», «Календарь астронома», а иногда и целые лекции Иркутского планетария. Именно благодаря этим газетным публикациям сейчас можно восстановить текст уникальной лекции, которая не читалась нигде больше, – «По Иркутскому меридиану». Может быть, когда-нибудь при помощи астросимулятора будет создана новая прогулка по «Иркутскому меридиану».
«В настоящее время по контракту мы получили девять фильмов для планетария, – сказал Александр Пономарёв. – Идёт их перевод, это важно, так как для этой работы мы привлекаем научное сообщество. В среднем сеанс в планетарии будет идти 45 минут». Большая часть фильмов посвящена астрономии. К примеру, фильм о физике чёрных дыр, экзопланетах, картина «Четыре сезона», посвящённая тому, что мы видим на небе в разное время года, «Жизнь деревьев», фильм «The future» об использовании разных видов топлива в будущем, очень интересная картина «Вода в космосе». Есть в наборе и базовый фильм о Солнечной системе, который, скорее всего, дополнится фильмом, произведённым коллегами в Донецком планетарии. Специалисты из Донецка имеют потрясающую 45-минутную программу о Солнечной системе, работа над закупкой её для Иркутского планетария уже идёт. За три года в России выстроилась довольно сильная индустрия купольного контента, считает Дмитрий Семёнов. «Планетарий – это не кино, это образовательный центр, который должен жить, меняться, и мы будем делать собственную продукцию. Мы будем снимать кино, как бы это пафосно ни звучало», – сказал Семёнов. В Новосибирском планетарии, к примеру, уже демонстрируется в образовательной программе фильм о физике Солнца, снятый на базе ИСЗФ.
Открытие нового Иркутского планетария, который разместился в музейном комплексе «Ноосфера» в 130-м квартале, состоится через 2-3 месяца. Было бы здорово, если бы дата совпала с днём рождения старого Иркутского планетария – 12 марта.