Байкал и немцы
Спортсмен-экстремал из Германии, несмотря на неудачу двухгодичной давности, вновь попытается объехать замёрзшее озеро на велосипеде
Маленькое кафе в немецком городе Киле. Мы с Вольфгангом Куловым сидим за большими кружками какао и всем своим счастливым видом демонстрируем, что миф о нелюбви между Россией и Западом придумали там, наверху. Помимо какао на столе испещрённая пометками карта Байкала, на которую с любопытством глядит быстроглазая официантка. Ту же самую карту, хоть и менее разукрашенную, я видела в марте 2013-го в Листвянке.
Тогда, после двух недель и 750 километров скитаний по байкальским льдам, Вольфганг рассказывал мне о провалившейся попытке объехать замёрзшее озеро на велосипеде. Маршрут немец не осилил: не рассчитал время, помешали торосы и надвигающаяся весна. В итоге, объехав весь юг озера и преодолев северную оконечность Ольхона, Вольфганг вынужден был вернуться обратно. Байкал не покорился, зато Кулова покорил окончательно. Измотанный, но счастливый, он рассыпался в комплиментах, описывал красоты исключительно с помощью превосходных степеней и обещал, что вернётся снова.
Восторженные слова я пропустила мимо ушей: так говорят все – из вежливости или пока впечатления свежи. Однако Вольфганг, у которого за плечами бундесвер, мировые рекорды в велозаездах под водой, многодневные марафоны в китайской пустыне, велогонки в США, бессчётное число каких-нибудь ультра трипл триатлонов в Германии (11,4 км вплавь, 540 км на велосипеде, 126,6 км бегом), конечно же, не мог бросить мечту на полпути.
Будто в качестве подтверждения своей целеустремлённости Кулов принимается показывать фотографии одной из его последних экстремальных забав. В июле он задумал вплавь обогнуть норвежский мыс неподалёку от самой северной материковой точки Европы. И обогнул. Семь километров, четыре часа, борьба с течением, окоченевшее и измученное тело. Но с третьей попытки – да. Потому что цель.
На сегодня цель – это Байкал. «Я заказал билеты, – сияет он. – В феврале буду в Иркутске». С собой Кулов уговорил отправиться известного в Германии журналиста, специализирующегося на экстремальных видах спорта. «Может, и ты с нами?» – предлагает он внезапно. Отличный символ русско-немецкой дружбы, смеёмся мы, но мне хотелось бы остаться в живых, потому ссылаюсь на неидеальную физическую форму, а также нелюбовь к зиме. И сторговываюсь до погружения в зимнюю Ангару.
Погружение это будет в самом конце, а вначале – Северобайкальск. Дальше – множество других точек на карте, в частности Ушканьи острова, Горячинск, Ольхон, Слюдянка и Листвянка. То, что поездка начнётся на севере, а не на юге, – одно из главных отличий заезда-2015. Кулов смеётся: выполнить задуманное он, конечно, намерен, но кто знает, а потому неплохо было бы для начала увидеть северную часть знаменитого озера. Кроме того, нынешний маршрут ещё меньше, чем два года назад, напоминает кольцо вокруг Байкала. Напарники намерены более тщательно избегать безлюдных и опасных участков, а заодно побольше увидеть, потому в планах неоднократное пересечение озера с востока на запад и обратно, а также небольшие петли.
Появление попутчика Кулов расценивает как несомненную удачу. Ведь второй участник мини-экспедиции – это не только профессиональные репортажи и тепло в палатке, но и подстраховка: на ледовых просторах, вдалеке от людей и без связи, вдвоём безопаснее. Кроме того, появляется возможность разделить часть поклажи, а значит, взять на каждого больше необходимых вещей. В первую очередь провианта, ведь предыдущая поездка закончилась для спортсмена не только стремительной потерей веса (минус семь килограммов за две недели), но и ощутимым истощением мышц на финальных отрезках пути.
Пока же Вольфганг Кулов, несмотря на свои 65, преисполнен сил, надежд и решимости. И, поскольку вся необходимая подготовка к поездке уже проведена, он направляет свою энергию на трэвел-встречи, посвящённые Байкалу. Я интересуюсь, не спонсорства ли ради он затеял всё это, но Вольфганг мои предположения отметает: путешествие не так дорого, чтобы заморачиваться. А вот поделиться восторгом и опытом желание есть.
Две первые встречи состоялись во Франкфурте и Гамбурге. Отбоя от желающих посмотреть, послушать и задать вопросы не было. Особенной популярностью пользуются фотографии ледяных просторов и звёздного неба, а также заснятый на видео шторм или, например, процесс приготовления супа из омуля прямо на льду. В общем, вся милая сердцу местных обыденность. «В Германии Байкал – это имя. А замёрзшее озеро для большинства – настоящая фантастика», – объясняет Вольфганг и не отрицает вероятности приехать в третий раз. Возможно, с целой группой немцев, заражённых байкаломанией.