издательская группа
Восточно-Сибирская правда

Юридический дрейф «Ангары»

Ледокол «Ангара», на борту которого до недавнего времени квартировало Иркутское региональное отделение Всероссийского общества охраны памятников истории и культуры, остаётся в областной собственности. Это подтвердил Четвёртый арбитражный апелляционный суд, кассации на его решение не последовало. Несмотря на то что конфликт вокруг судна разрешился в пользу региональных властей, передача «Ангары» пока не состоялась. Пока затормозился и процесс размещения на нём филиала Иркутского областного краеведческого музея: в региональном бюджете ещё не заложены деньги на ремонт ледокола и не решён вопрос о том, какое помещение займёт ИРО ВООПИК.

Истоки конфликта вокруг старейшего из сохранившихся во всём мире ледоколов берут своё начало ещё в прошлом веке. 24 июня 1980 года Иркутский областной совет народных депутатов признал «Ангару», затопленную в заливе водохранилища ГЭС неподалёку от микрорайона Солнечный, памятником местного значения. Во второй половине восьмидесятых судно подняли, а к 1990 году отреставрировали, передав на баланс ИРО ВООПИК. При этом в дальнейшем ледокол и пирс, у которого он пришвартован на вечную стоянку, перешли в областную собственность. Объекты не были указаны в приложении к постановлению Верховного Совета РФ от 27 декабря 1991 года, согласно которому государственная собственность в России распределялась на федеральную, муниципальную и государственную собственность республик, краёв, областей. Однако они упоминались в перечне памятников истории и культуры, передаваемых в собственность Иркутской области, который глава региональной администрации подал в Министерство культуры РФ в январе 1994 года. Этот факт подтверждают и выписки из современного реестра государственной собственности Иркутской области. 

С 1991 по 2000 годы на судне располагался филиал областного краеведческого музея (ИОКМ), несколько лет здесь же размещалась редакция газеты «СМ – Номер Один». А в декабре 2000 года департамент имущественных отношений Иркутской области, ныне существующий в статусе министерства, заключил с ИРО ВООПИК договор безвозмездного пользования. Впоследствии общественная организация, подписавшая его, не раз предлагало передать «Ангару» ей в собственность. Решения об этом принято не было, что и послужило причиной конфликта, разгоревшегося несколько лет назад и завершившегося судебным разбирательством. 

Ещё в ноябре 2011 года заместитель председателя Центрального совета ВООПИК Виктор Ливцов обратился с просьбой о передаче ледокола к губернатору Иркутской области Дмитрию Мезенцеву, а в феврале 2013 года в адрес нового главы региона Сергея Ерощенко последовало схожее обращение от председателя Центрального совета ВООПИК Галины Маланичевой. Ответа не последовало в обоих случаях, зато в декабре 2011 года главный государственный инспектор Восточно-Сибирского управления государственного речного надзора Федеральной службы по надзору в сфере транспорта Игорь Воробьёв уличил председателя ИРО ВООПИК Владимира Китаева в том, что он нарушил правила выпуска судна в плавание. Решение Китаев оспорил, доказав в Октябрьском районном суде, что ледокол, находящийся на вечной стоянке, никак не мог выйти в плавание без судовых документов, которые действительно отсутствовали. В мае 2012 года последовала проверка Восточно-Сибирского управления государственного речного надзора, по результатам которой ИРО ВООПИК выдали предписание устранить целый перечень нарушений: снабдить «Ангару» судовыми документами, оборудовать средствами спасения, привести в состояние постоянной готовности систему пожаротушения и отремонтировать пожарную сигнализацию, прикрепить к конструкциям судна распределительный щит и заземлить его, ликвидировать «скрутки» судовой проводки и т.д. Стоимость ремонта, необходимого для этого, в самой организации оценили в 17–20 млн рублей. Тем временем в январе 2013 года министерство имущественных отношений Иркутской области предложило ИРО ВООПИК либо провести его, либо расторгнуть договор безвозмездного пользования, датированный 25 декабря 2000 года. Общественники отвергли оба варианта, в феврале отказавшись принять ещё и отказ ведомства от договора, так что конфликт вышел на новый виток – в арбитражный суд. 

Разбирательство по иску, который подало минимущество, завершилось 9 июля 2014 года. Арбитражный суд Иркутской области обязало ИРО ВООПИК освободить «Ангару» и прилегающий к ней пирс, при этом отказав общественной организации в удовлетворении встречного иска, в котором она настаивала на передаче ледокола ей в собственность. За несколько дней до того, как истёк положенный срок, последовала жалоба в Четвёртый арбитражный апелляционный суд. Рассмотрение кассации было недолгим, и вердикт вынесли уже в конце сентября (полный текст решения был опубликован 6 октября. – «Конкурент»). Четвёртый арбитражный апелляционный суд встал на сторону министерства имущественных отношений Иркутской области: жалобу ИРО ВООПИК не удовлетворили, оставив решение первой инстанции в силе. Среди прочего был учтён тот факт, что договор безвозмездного пользования расторгли из-за ненадлежащего исполнения общественниками обязанности по содержанию ледокола и пирса. Претензии имелись к техническому, санитарному, противопожарному состоянию имущества, а также к тому, как проводились текущие и капитальные ремонты, возложенные на ВООПИК по договору безвозмездного пользования. Кассации на это в Федеральный арбитражный суд Восточно-Сибирского округа в положенный срок не последовало, так что решение о том, что ИРО ВООПИК должно освободить судно, вступило в законную силу. 

Каюта в обмен на комнату

Практически сразу после того, как в июле нынешнего года первая инстанция, арбитраж, вынесла свой вердикт, министр имущественных отношений региона Антон Протасов заявил о том, что на борту ледокола разместят филиал Иркутского областного краеведческого музея с выставкой, посвящённой истории судоходства на Байкале и Ангаре. Для этого, однако, нужно выполнить несколько условий: отремонтировать «Ангару» и оборудовать её помещения так, чтобы они подходили для размещения экспозиции, набрать команду, которая по всем правилам должна наличествовать на судне из речного регистра. На запрос «Конкурента» по этому поводу ответили, что для обеспечения несения вахты на борту ледокола определены специалисты из числа сотрудников ОГКУ «Аварийно-спасательная служба Иркутской области». Специалисты учреждения, в свою очередь, уже провели водолазные работы по осмотру корпуса судна. А министерство финансов Иркутской области, согласно официальной информации, выделило дополнительные средства на содержание «Ангары». Что касается выставки, то директор Иркутской областного краеведческого музея Дмитрий Люстрицкий рассказал, что материалы – речь идёт о 12 баннерах, которые затем дополнят другие экспонаты – для неё уже готовы. Разместят её, как только будет готов договор с Аварийно-спасательной службой Иркутской области, которая пока будет осуществлять оперативное управление ледоколом. «Однако, по моим сведениям, служба так и не смогла зайти на судно», – добавил он.

Решение этого вопроса находится в подвешенном состоянии. Министр культуры и архивов Иркутской области Виталий Барышников сообщил корреспонденту «Конкурента», что ИРО ВООПИК должно было освободить ледокол к 1 декабря, однако этого пока не произошло, поскольку для общественной организации не нашли подходящее помещение, где можно было бы хранить её архив и проводить собрания. В качестве площадки рассматривается одно из помещений Иркутского областного краеведческого музея. «Об этом есть предварительная договоренность, чтобы снизить накал страстей и сохранить архивы регионального отделения Всероссийского общества охраны памятников истории и культуры, – подтвердил Люстрицкий. – Подобная схема позволила бы ВООПИК безболезненно освободить ледокол». Предполагается, что на этой неделе представители ИРО ВООПИК осмотрят помещение, и в том случае, если оно им подойдёт, музей обратится к областному министерству имущественных отношений, в чьей собственности находятся все областные здания, чтобы согласовать условия аренды.

Остаётся, впрочем, проблема с финансированием ремонта ледокола. Ведомственная целевая программа «Сохранение объектов культурного наследия, находящихся в собственности Иркутской области на 2013–2015 годы» предусматривала, что в 2013 году на это будет выделено 1,5 млн рублей. Но в министерстве имущественных отношений сообщили, что предыдущий директор ИРО ВООПиК Светлана Иванова отказывала в допуске специалистам на судно, так что ремонтно-восстановительные работы на нём не проводились. В том варианте регионального бюджета на 2015 год и плановый период 2016 и 2017 годов, который был в окончательном виде принят 3 декабря, их финансирование не предусмотрено. При этом, сообщил Барышников, необходимые расчёты подготовлены и в ближайшее время их направят губернатору на согласование, чтобы можно было внести соответствующие поправки в закон о бюджете. «Очевидно, это произойдёт при его корректировке в марте», – предположил министр. 

За иском иск

Тем временем в конце ноября в Арбитражный суд Иркутской области поступил ещё один иск от министерства имущественных отношений к ИРО ВООПиК. В нём ведомство настаивает на взыскании с общественной организации почти 2,76 млн рублей, «составляющих неосновательное обогащение и проценты за пользование чужими денежными средствами» в размере чуть менее 2,607 млн рублей и 153 тыс. рублей соответственно. Пока заявление оставили без движения до 26 декабря: к нему не приложили копию свидетельства о государственной регистрации в качестве юридического лица или индивидуального предпринимателя, а также выписки из Единого государственного реестра юридических лиц с указанием сведений о месте нахождения истца и ответчика или иные документы, подтверждающие эти сведения или их отсутствие. Если к этому сроку необходимые бумаги предоставлены не будут, иск вернут в министерство.

Читайте также

Подпишитесь на свежие новости

Мнение
Проекты и партнеры