Ветеранов спустили с балкона. И увезли в музей
В минувшую среду, 3 декабря, случайные прохожие на углу улиц Карла Либкнехта и Энгельса в Иркутске стали свидетелями необычной сцены. К торцу «дома с мастерскими», где живут и работают иркутские художники, подогнали коленчатый подъёмник, в простонародье называемый «пожарная машина с лестницей», и сотрудники МЧС стали готовить экстренную эвакуацию – натягивать страховочные тросы, поднимать на последний этаж выдвижную лестницу. Дыма и огня не было видно, и, как обычно, «город подумал – ученья идут». На самом деле так проходила доставка второй части триптиха «Сибиряки – защитники Отечества» в художественный музей. Замысел был столь грандиозен, а полотна – столь объёмные, что они просто не проходили в двери.
Идея необычной картины возникла четыре года назад у ветеранов органов безопасности Игоря Непомнящих и Сергея Казакова. В 2010 году проходила одна из традиционных встреч ветеранов, на которой присутствовали вдовы, дети и внуки сотрудников ФСБ, погибших при исполнении служебного долга. Глядя на окружённого людьми разных поколений 90-летнего ветерана ФСБ, фронтовика Моисея Вишнякова, кто-то заметил, что это готовый сюжет для картины – ветеран самой страшной войны, окружённый потомками тех людей, которые воевали уже в настоящее время в разных горячих точках планеты.
Инициаторы, Игорь Непомнящих и Сергей Казаков, создали общественную организацию, целью которой было появление этого огромного полотна – практически сразу стало понятно, что на одной картине вместить всех участников невозможно, поэтому было решено заказать иркутским художникам триптих. Воплотить замысел доверили художнику Геннадию Кузьмину.
– Герои картины – наши соотечественники, иркутяне. Сначала для меня это предложение было неожиданным, я даже подумывал отказаться, у нас есть другие хорошие художники – например, Анатолий Алексеев, который всю жизнь писал такие тематические картины, ему ближе эта задача. Боялся, что не осилю, не было уверенности. Потом решил сделать эскизы – карандашные, угольные, цветовые. Сначала думали сделать на одном большом холсте 2 на 3 метра всех героев сразу, фигур 25–30 – на эскизе были и ветераны Великой Отечественной войны, и «афганцы», и ветераны Чечни… Потом решили разделить. Первая часть триптиха была готова год назад. На ней были собраны фронтовики – самому старому 99 лет, – рассказывает Геннадий Юрьевич.
Однажды пятеро ветеранов пришли в мастерскую художника. Они сидели, разговаривали, пили чай, Кузьмин делал наброски – так и оформилась основная идея всех трёх полотен: люди, сидящие вместе за столом, вспоминающие былое. Полотно наполнялось героями постепенно, они приезжали и позировали по одному. Работа началась над двумя частями одновременно – они назывались «Добровольцы» – посвящение ветеранам войны, и «Шурави», на которой запечатлели иркутских воинов-«афганцев». Однако сначала было решено сделать центральную часть триптиха, «Добровольцев», главным героем которой стал сам Вишняков, уже 25 июня 1941 года ушедший на фронт. Всего на ней изображено одиннадцать ветеранов. В прошлом году эта часть триптиха была закончена и выставлена в художественном музее. Недавно Геннадий Кузьмин нанёс последний мазок на вторую часть.
– Первым ко мне пришёл отец Александр, в полном облачении священника, очень яркая личность, фактурная, – рассказывает художник про эту часть работы. – Я его спрашиваю: «Отец Александр, вам же, наверное, ордена нужно надеть для картины». А он мне показывает на крест и говорит: «У меня только один орден». Он на картине расположен чуть справа, хотя сразу притягивает взгляд и является центром композиции.
– Кроме людей на картине изображено много предметов – газеты, фотографии, радиоприёмник. Это случайные предметы или их специально приносили?
– Ну что вы, на картине нет случайных предметов! Все вещи принадлежат «афганцам». Пустой стол для композиции художнику мало интересен, его нужно чем-то заполнить, насытить пространство. И мы с организаторами оговаривали каждую мелочь. Например, такие радиоприёмники действительно привозили из Афганистана. Забавно, что сам приёмник найти не удалось, и мне принесли изображение на ксерокопии, откуда я его и срисовал. Панама цвета «хаки» – это реальная панама воинов-«афганцев». Газета «Красная звезда» – это тот самый выпуск, в котором было опубликовано решение правительства о выводе войск с территории ДРА. Фуражка, фляжка, планшет – всё военное.
– Когда вы работали над картиной, вы наверняка разговаривали со своими героями. Эти рассказы как-то повлияли на сюжет картины?
– Ну, вот, например, Татьяна Сакович, единственная женщина, медик. Она рассказала, как её встретили дети, когда она вернулась из Афганистана после полутора лет командировки. Она идёт по перрону, похудевшая и почерневшая, ни грамма жира не осталось, а её родные дети не узнали – так высушивает человека климат. А может быть, и война.
Когда будет готова третья часть картины, сейчас не может сказать даже сам художник. По замыслу, на ней будут изображены герои мирного времени – сотрудники правоохранительных органов и МЧС. В среду, третьего декабря, вторую часть триптиха тщательно упаковали и совместными усилиями сотрудников МЧС, ФСБ и военной комендатуры, при посильном содействии журналистов, вынесли на балкон и приготовили к спуску. Для полной безопасности полотно, висящее на крюках выдвижной лестницы пожарной машины, с земли страховали двумя стропам, отводящими живописное произведение от стен и не дающими ему биться на пронизывающем зимнем ветру.
В тот же день картина была установлена в художественном музее вместе с первой частью триптиха.