«С «Вампукой» я позволяю себе мечтать»
Женя Глюкк, героиня цикла «Петербургские встречи», начатого в рамках фестиваля «Культурная столица», не только до сих пор верит в чудеса, но и дарит детям волшебный мир искусства. Накануне 2015 года в гости к детям придёт её музыкальная аудиосказка с причудливым названием «Прекрасная Вампука». И это только начало волшебства, потому что дальше будет знакомство со сказочными героями, которым удастся побывать у ворот царского дворца, набраться сил у Фонтана живой воды, пройти через Царство времени и найти прекрасную принцессу.
Но не только детские сказки вдохновляют героиню нашего цикла. Её энергии хватает на телевизионные проекты, радиоэфиры, литературное и музыкальное творчество, театр. А ещё – на дружбу, юмор и на то, чтобы приносить своим творчеством радость.
– Что сегодня вам особенно интересно?
– Всегда радио, телевидение, музыка, театр, литература составляли для меня нечто единое целое. Я это называю системой «колеса», когда одно подпитывает другое. Честно, не могу отделить. Без радио никогда не появилась бы сказка «Прекрасная Вампука», она сделана по стандартам и законам радиотеатра. И по музыкальным тоже. И литература там есть, мне это тоже важно было чрезвычайно, я же пишу для детей. В этой сказке я отвечаю за каждое спетое и сказанное слово. Там всё на нюансах, мелочах – и это уже театральные вещи. Опять-таки важно. Сейчас выйдет аудиосказка, а что впереди у неё – бог знает. Верю, что мультик. А вдруг получится и фильм снять. С «Вампукой» я всегда позволяю себе мечтать. А мечты могут сбываться. Она сделана не по законам шоу-бизнеса и при этом полностью в них попадает. Как сказал мне однажды мой приятель: «Женя, ты артефакт в шоу-бизнесе». А вот мне кажется, это про «Вампуку». Всё, что происходит, иначе как чудом не назовёшь.
– В каких интересных проектах вы сегодня участвуете?
– Фонтанка ФМ. Это радиоверсия моей жизни. Мои коллеги прекрасные: Александр Цыпин, Саша Ромашова, Дмитрии Филиппов и Андреев – затеяли всё это на благодатной почве АЖУРа (Агентство журналистских расследований) и новостного сайта Фонтанка.Ру, и с тех пор станция признана первой онлайн-станцией в России. Это встречи, интервью. Короче говоря, жизнь. Я очень люблю эту свою работу.
– Когда-то очень трогательно вы написали о своём дедушке. Благодаря ему вы избрали себе путь творческой личности?
– Думаю, что да. В 6 лет он за руку меня отвёл в музыкальную школу. Очень переживал, что я занялась театром, а не продолжила именно концертно и именно фортепиано, где мне все прочили достойное будущее. Но когда мне это пригодилось уже в театре, он же первый меня и понял. Я очень ему благодарна. Однажды, помню, я прихожу домой, а он слушает мою кассету с песнями. А там: ну про что 17-18-летняя девочка может написать? Про несчастную любовь какую-то, лирика, в общем. О господи, думаю. И наезжаю на него: «Да как ты мог? Залезть ко мне в сердце, которое я никогда никому не показываю?» А он так спокойно отвечает: «Это искусство. Ты должна этим заниматься. Мне всё понравилось». И ни слова о том, что, где, с кем, ничего про личную жизнь. Очень тонко и благородно. Хотя волновался, конечно, за меня. Понимал же, что как-то я переживаю.
– Почему как писатель вы отдаёте предпочтение детским сказкам, стихам?
– Это загадка и для меня. В семь лет я написала первые свои, именно детские, стихи. Так и сказала маме: «Это мои ДЕТСКИЕ стихи». Причём это сразу была песенка. С мелодией. Александр Павлович Тимофеевский, поэт, автор «Песенки Крокодила Гены», с которым мы дружим, как-то сказал, что всегда детских писателей было, и есть, и будет немного. Как он сказал, человек 35 на всю Россию, которые не «ромашка-букашка», а действительно пишут случайным образом для детей.
– Как появился совершенно необычный Театр-Концерт «Вампука»?
– Театральный институт на Моховой в Ленинграде – мой дом. Я училась там дважды: у Виктора Борисовича Сударушкина и у Михаила Александровича Хусида (Интерстудио). Сударушкин дал основы мастерства, это классика, но это и авангард. Хусид увёз нас, студентов, сразу на крупнейшие фестивали Европы. К тому же учились мы в Царском Селе. Пять лет я ездила в Пушкин с противоположной части города, дорога занимала четыре часа в день. Ни разу я об этом не пожалела. Лицейский дух был. И ещё на Пушкинской (вновь имя Пушкина со мной) улице я занималась у Бориса Юрьевича Понизовского. Это гений. Кукла, предмет, этюды со стульями. Я совершенный последователь всего этого, я точно знаю, что театр «ВАМПУКА» хранит эти традиции, просто мы ещё открыли новый жанр, скажу как есть. Но с такими учителями мы и обязаны были сделать нечто подобное. Иначе зачем вся учеба была дана? Эксперимент должен был состояться и стать классическим. Кажется, именно это и происходит. К моей радости.
– Вы не боитесь, что вас могут назвать странным человеком?
– Один мой знакомый, ещё в юности, мне как-то сказал, точнее, предупредил: «Женя, имей в виду, ты иногда выглядишь странной». А мой «личный астролог» и коллега по радио Дмитрий Филиппов, кстати, совершенно нормальный и реальный в жизни человек, глянув на мой гороскоп, сказал: «О, так у тебя луна в рыбах, ты интуит, много о чём параллельно думаешь и порой кажешься странной, да». Я перепугалась и в том и в другом случае и спросила: а что же делать? И оба раза получила ответ: ничего, будь собой, ты нас устраиваешь. А если всерьёз, то я не вижу никаких противоречий в том, чтобы конструировать и собирать в общий пазл различные виды искусства. Это как дети играют в кубики и строят замки. Главное – создать целостное произведение. И этому меня научили мастера. А состоять оно может из овощей, улыбки и каллиграфической росписи, например. Важно, чтобы работали профессионалы. Тогда всё и получается.
– В вашем творчестве немалое место отведено юмору. А в жизни он какое место занимает?
– В жизни я плАчу и плачУ, радуюсь, танцую. Как все.
– Что вас недавно особенно рассмешило?
– Сказка «Прекрасная Вампука». Слушала и хохотала. Это очень весёлое произведение, как выяснилось. Пока делаешь, точишь мелочи, даже самый весёлый диалог героев воспринимаешь как набор звуков и интонаций, следишь за точностью исполнения. А потом вдруг просто слушаешь и становится смешно именно то, о чём они говорят. Вот такое чувство у меня и было недавно. Когда отпускаешь сделанное тобой, уже смотришь как бы со стороны и как бы не на своё. Полностью объективной картины нет, конечно, но частично имеет место быть.
– Работа над детской музыкальной аудиосказкой «Прекрасная Вампука», которая выйдет накануне Нового года, длилась шесть лет. Почему так долго?
– Ответ простой – а иначе было не успеть. То одно, то другое. Личная определённая ситуация, которая тоже требует определённых временных усилий. Я уже говорила, что в «Вампуке» всё делалось по вдохновению и любви. Когда были силы между всеми другими занятиями это делать, я это делала. Я это называю несколькими лучами. Всегда один луч движется быстрее остальных, но остальные тоже движутся, просто они пока менее заметны. Сейчас так обстоит с продюсерским центром и группами «Альтависта» и «ФРАНК и ФАНК». Они движутся и много работают, это подводная часть айсберга.
– О чём эта сказка?
– О счастье. О добре и зле. О самых светлых чувствах. И вообще о чувствах. Всё кончается хорошо, как и положено в сказках.
– По вашему определению, «Прекрасная Вампука» – это сказка для всей семьи. Чем она может быть интересна взрослым?
– Мне кажется, все сказки интересны взрослым. Они просто про них забыли. Но когда читают вдруг что-то своим детям, вспоминают и думают: «Как же это интересно». И второй раз получают удовольствие. Благодаря сказке «Прекрасная Вампука» рождаются дети, люди знакомятся на спектаклях-концертах театра, влюбляются, женятся… Все, кто поучаствовал в пластинке, тоже обзавелись детьми. Это уже традиция. Пришёл в Вампуку – готовься к детям! Я горжусь и очень люблю эту составляющую. Люди, читайте сказки. Я готова говорить об этом день и ночь. В сказках есть всё. По сказкам можно жить. Мало того, если бы все помнили сказочные законы, наша жизнь была бы чуточку лучше и прекраснее.
– Невероятно, какое количество рок-имён собрано для озвучивания сказки. Почему именно рок-музыканты приглашены озвучивать произведение?
– Это сказка с живым звуком. Когда нужно что-то делать вживую и по-настоящему, все приглашают либо джазовых, либо классических, либо рок-музыкантов. У поп-звёзд тоже всегда играют инструменталисты высокого класса, которые в свободное время либо джаз, либо рок, либо классику. К тому же «Прекрасная Вампука» даёт внутреннее движение в сторону «Бременских музыкантов», а Михаил Горшенев, например, всегда считал «музыкантов» своим первым прослушанным рок-произведением, где-то я читала это в его интервью. Так что всё вполне закономерно.
– Расскажите, как удавалось привлекать к работе музыкантов? Как они отнеслись к вашему предложению? Как вели себя в работе?
– Сразу. Я с этой сказкой на удивление со времени её придумывания не испытываю никаких проблем. Она прямо какая-то и в самом деле волшебная. Всё само складывается с нею удивительнейшим образом. Скажем, согласившийся в е-мail переписке озвучить роль Фонтана Олег Анофриев для меня был таким человеческим открытием (помимо уже известных мне его профессиональных качеств), что я себя чувствую совершенно волшебно. Или Олег Куваев. Сидела я, ломала голову, кто же у нас может сыграть такую Бабу Ягу (роль госпожи Барахло). О, думаю, Куваев, он же Масяня, он сумеет, у него есть опыт женских аудиоролей. Нет, он сейчас в Израиле живет. И вдруг новость – Олег приезжает точно в нужное время, когда и студия может, на несколько дней. Это же чудо, верно? Или случайное совпадение? А когда 10 совпадений, а когда 20?
– Все музыканты ваши друзья?
– Я работаю на радио 15 лет, многие впервые были мной представлены в эфире. Моя программа давала возможность талантливым людям проявить себя, я себе поставила это задачей в своё время, и я это делала, отстаивала. Программа «Русский рок» на радио РОКС на фоне остальных программ и радиостанций была порой единственной возможностью для ребят. Конечно, я многих знаю и со многими дружу. И ещё со многими, кого в сказке нет. Потому что в сказку я звала не по принципу «с кем дружу», а по принципу «кто сказке необходим».
– Как делался выбор ролей для озвучки?
– Честно? Вот этот момент представления музыканта в той или иной роли вызывал у меня чувство восторга заранее. Я просто даже звонила порой не сразу, чтобы продлить удовольствие такого представления. А как представляла окончательно, всё-таки звонила, конечно, и звала на роль, и тут же получала согласие, что немаловажно. Кто-то просил прислать материал черновой и потом сам перезванивал: «Да, я в теме». Убедительно, значит, было. Юра Гальцев, когда прочитал текст Царя, спросил, кто текст писал. Я ответила: «Я». Там романс такого Царя хорошего, который дорожит своей дочкой и богатством, чтобы порадовать всех и свадьбой, и всеобщим пиром. Но дочку украли, и золотые помидоры из сада царского тоже кто-то стащил. Текст получился смешной, в стиле фильмов-сказок. И Юра уважительно кивнул. Билли Новик играет Кит-Кота, например, а Мишка Семёнов Большого Муха. Они и в жизни похожи на своих персонажей. Отдалённо, конечно. Но сходство есть определённое. Может быть, поэтому сказка такая и получилась яркая.
– А как удалось заинтересовать Никаса Сафронова?
– В каком-то астральном смысле нас объединяет любовь к сказкам. Я знаю, что у Никаса огромная библиотека и там очень много сказок народов мира. Человек, который собирает книжки, да ещё сказочные, родом из детства. Мне это близко. К тому же однажды он писал мою троюродную бабушку, известную женщину. В этом тоже есть какое-то сказочное приключение. А если говорить серьёзно, то в этой сказке нет случайных участников. В картинах Никаса Сафронова присутствуют простота и царственность, отстранённость и причастность, художник метафоричен. А я обожаю многопластовое искусство. Это как ещё одна дорожка у сказки.
– Кого озвучиваете вы?
– Женские голоса сказки мои. Получилось как-то само собой. Озвучивая, вспоминала Олега Анофриева, который не собирался озвучивать «бременских» целиком, но пришлось, согласно легенде. Он и принцессу собирался тогда озвучить, кстати…
– Кто стал первым слушателем аудиосказки? Чьим мнением вы особенно дорожите?
– Звукорежиссёр. Кто же ещё? Они всё слышат первыми. А самое важное мнение – всегда слушательское. Дети. Для них все делается. Самые главные – они.
– Однажды вы написали: «В этой сказке так много настоящего…» Что вы имели в виду?
– Переплетение живых ситуаций, раскрашенных талантом исполнителей, живой звук, живые эмоции. Всё живое. Живое и настоящее – для меня это одно и то же.
– Какие добрые советы от героев сказки можете дать нашим читателям?
– Верить в чудеса, быть смелыми, ничего не бояться. Знать, что будет завтра.
– Вы верите в новогодние чудеса?
– В новогодние нет. В обычные да. Жизнь сама по себе чудо.
из личного архива Жени Глюкк