Открытый урок
Вчерашние студентки рассказали, каково им быть молодыми специалистами
Каждой из них всего около двадцати. Они молоды, красивы и влюблены в свою работу, которая не даёт ни минуты покоя. Объединяет всех наших героинь любовь к детям.
«Музыка – это больше, чем просто урок»
У Евгении очень звучная и символичная фамилия – Школьник. «Наверное, это судьба», – шутит сама девушка. Евгения работает учительницей музыки в средней школе. И не потому, что больше никуда не взяли, а потому, что это было мечтой её детства. В нынешнем учебном году она осуществилась.
– История о том, что первый блин комом, точно про начало моей педагогической карьеры, – говорит Евгения. – Преподаю музыку в школе № 63 с конца сентября. Помню, как пришла отдавать документы секретарю, была пятница. Тут же слышу: «А вы почему сегодня на работу не вышли? Уроки музыки пропали». Ясное дело, я в совершенном шоке. Оказалось, что я ещё и документы оформить не успела, а мне уже уроки поставили.
Следующий день для молодого преподавателя Евгении Олеговны стал первой полноценной рабочей сменой. «Очень переживала, – вспоминает девушка, – потому что знала, что мне предстоит встретиться с седьмым классом. А психология у детей этого возраста (13-14 лет) самая сложная. Но всё прошло хорошо, мы сразу нашли контакт. А вот с шестыми всё оказалось куда сложнее. Мы до сих пор с ними проверяем друг друга на прочность».
Для Евгении сейчас начинается самая главная работа: суметь увлечь каждого ребёнка, доказать, что музыка – это не скучный и ненужный урок. Школьники вместе с учителем слушают Цоя, «The Beatles», современных исполнителей. Приобщает учитель детей и к классике, проводя аналогии с современной музыкой. «Самоё главное в такой работе – любить детей, – улыбается Женя. – Думаю, всё остальное придёт с опытом. Это творческая профессия, и самое интересное для меня в ней то, что не только учу детей, но и сама постоянно учусь у них. Хочу стать для них другом, а не злым железным и постоянно кричащим учителем. Это для меня главное».
Как известно, занятия музыкой в общеобразовательных школах прекращаются с восьмого класса. Евгения ведёт занятия в 5–7 классах. Три раза в неделю по пять уроков в день. «Конечно, заработок невелик, – признаёт она. – Но меня это не останавливает. В будущем планирую начать вести в школе вокал, будет дополнительный доход. Деньги в нашей работе не главное». Но даже за такую зарплату устроиться в школу оказалось трудно. «После окончания колледжа нам предлагали места, но все они были в сёлах и деревнях, – рассказывает девушка. – А я хотела работать в иркутской школе. Столько учебных заведений обежала, нигде ставок не было. Уже отчаялась, поступила в ИГУ на юриста, стала учиться. И тут встретила подругу, которая как раз работает в школе. Оказалось, что у них пустует место учителя музыки. Так я и нашла свою работу. Или она меня».
На вопрос о том, приносит ли удовлетворение девушке её работа, Евгения отвечает так: «Знаете, я тут зашла в учительскую, чтобы заполнить журнал. А классный руководитель одного из моих классов говорит: «Евгения Олеговна, дети ждут ваш урок. Впервые за много лет они действительно ждут музыку». Вот это для меня высшая награда. И ещё то внутреннее чувство, которое я испытываю, когда дети подходят и спрашивают: «А вы с нами навсегда? Вы точно не уйдёте?» И я понимаю: никуда мне от них уже не деться. Но самое главное, что больше никуда и не хочется».
«Резко стала многодетной мамой»
«Извините, задерживаюсь. Был открытый урок», – я получаю СМС от Анастасии Артюховой, учительницы начальных классов школы № 18. Мы встречаемся чуть позже назначенного времени, но я узнаю её издалека: рыжеволосая девушка идёт очень быстро, почти бежит и широко улыбается. «От деток просто так не уйдёшь», – извиняется она.
Педагогика для Насти – дело уже семейное. Её бабушка – заслуженный учитель Российской Федерации, 45 лет проработала в школе. «Я всех учу с детства, – рассказывает девушка, – во дворе всю жизнь с младшими ребятишками играла. Приходила домой, начинала учить дедушку. Правда, не читать и писать, а танцевать. Такой пятилетний хореограф». В этом году Настя стала одновременно и хореографом, и старшим другом, и любимой мягкой игрушкой, и многодетной мамой: она стала учительницей первого класса. «31 августа я усердно готовила кабинет к приходу моих ребятишек: мыла, красила, делала перестановку, – вспоминает Настя. – Каждому на парту положила шарик и красивую ленточку. Мои первоклашки оказались самыми красивыми на празднике. Я была счастлива, хоть и переживала жутко!» Но если с детьми девушку учили работать в колледже, то работать с родителями она учится до сих пор на собственном опыте. «Они сразу разделились на две группы: те, кто сразу записался ко мне, как к молодому преподавателю, и те, кто в этот класс просто попал по разбивке, но к молодым учителям относится с недоверием. Эти родители ко мне пока приглядываются. Но все поддерживают: «Вы, – говорят, – не переживайте: вы в первый раз, и мы в первый раз. Вместе справимся!»
И ведь справляются. Молодой учительнице сразу пришлось нелегко: самые разные дети собрались в её классе. Есть очень умные и способные ребятишки, есть двое ребят «восьмого» вида (с нарушением интеллекта), одна девочка с ДЦП, к ней Анастасия ходит заниматься на дом. «Сказать, что это тяжело, – ничего не сказать, – признаётся Настя. – Мы очень долго учились с ними сидеть за партами. Для первоклашек это всегда стресс, они просто не могут сидеть 45 минут на месте. Делаем физкультминутки, прыгаем, разминаем руки. Но самое главное – знать в этом меру и не переиграть». Зато когда учительнице удаётся правильно настроить детей, они слушают её раскрыв рот. Ловят каждое слово. «Для меня очень важно научить их высказывать своё мнение, не бояться его, – делится Настя. – И когда они поднимают руку, отвечают, не боятся спорить, то я чувствую, что всё не зря, что есть прогресс». Отдельный сложнейший школьный «организм» – перемены, говорит учительница. «Дети этого возраста мгновенно тебя «облепляют»: для них очень важно тактильное восприятие. Каждому нужно посмотреть мои серёжки, кофточку, потрогать волосы, заколки. Я до сих пор ещё не могу окончательно справиться с переменами. Но пока половина детей «изучает» меня, вторая половина носится по классу, играет в догоняшки или дерётся. Очень хочется уметь разрываться на много-много частей и уделять снимание каждому ребёнку».
Желанная забота о детях не заставила себя ждать: в отличие от нашей первой героини у Насти проблем с трудоустройством не возникло. Она стала преподавать в школе, где сама училась. «Учителей начальных классов очень не хватает, – делится девушка, – многие в две смены работают. Меня очень ждали, звали все годы, пока училась в колледже». К тому же школа заплатила ещё единоразовые «подъёмные» как молодому специалисту. «Зарплата меня не смущает, – говорит она. – Это моя любимая работа».
Взрослые тоже учатся
Она стоит за кафедрой и даёт материал. Идёт нормальный учебный процесс. Но есть одно «но» – этот лектор гораздо моложе собственной аудитории: Анна Толстикова, выпускница направления «педагогика – журналистика», преподаёт в институте повышения квалификации работников образования.
«В жизни каждого педагога наступает определённый момент, когда он решает для себя, с какой аудиторией ему хочется работать, – рассказывает Анна. – Для меня это студенты и преподаватели. С ними можно обсуждать актуальные вопросы, можно в чём-то спорить, в чём-то соглашаться. Конечно, я пробовала работать с детьми во время учебной практики, летом до сих пор езжу в лагеря. Но для постоянной работы я выбираю более взрослую аудиторию». Аня очень активный и энергичный человек, она постоянно участвует в общественной жизни города. Пока училась в колледже, защищала его честь на областном конкурсе «Студент года», где заняла второе место. Ездила на студенческую школу актива – сначала как участник, потом как организатор. Здесь и заметили эту яркую и увлечённую девушку, выделяющуюся к тому же хорошо поставленной речью. Работники института повышения квалификации не один год выступают организаторами студенческой школы актива для средних специальных учебных заведений, Аню они пригласили к себе в прошлом году. «Для меня большая честь работать в такой команде, – признаётся девушка. – Здесь отличный коллектив, все друг другу помогают, выручают. Мне, как молодому специалисту, очень комфортно в кругу таких людей». Высшее образование Аня тоже выбрала соответствующее: она учится на специалиста по организации работы с молодёжью.
Как и всякий молодой преподаватель, она выстраивает для себя определённые схемы работы, пытается вынести что-то новое из опыта других. «Мне кажется, работа истинного педагога должна заключаться в том, чтобы уметь разбираться не только в преподаваемой тобой теме, а иметь знания гораздо шире её. Педагог должен уметь ответить абсолютно на любой вопрос, ему самому обязательно должно быть интересно. Недавно я скачала полный закон об образовании и для себя сделала его конспект. Никто этого не требовал, я захотела сама. Потому что каждый человек, который имеет дело с образованием, должен разбираться в этом документе. Я только учусь быть профессионалом, приобретаю свой первый опыт. Как положительный, так и отрицательный». Аня является сотрудником института совсем недавно, но уже признаёт, что это место играет огромную роль в её жизни. И добавляет, что работа педагога превзошла ожидания, которые были у студентки колледжа. «Возьмём даже последнюю рабочую неделю, – рассказывает девушка. – Каждый день я выезжала в командировки: в Черемхово, Ангарск, Зиму. Здесь нет статики, постоянно что-то новое. Это и есть то, что мне нужно, просто необходимо. Хочется развиваться, хочется постоянно работать».