Введение в революцию
«Голодные игры: Сойка-пересмешница. Часть 1» – третья, предпоследняя и во многом лишняя серия популярнейшей молодёжной антиутопии.
«Голодные игры: Сойка-пересмешница. Часть 1» (The Hunger Games: Mockingjay – Part 1) (12+). Режиссёр Фрэнсис Лоренс. США, 2014
Краткое содержание предыдущих серий. В будущем всё стало очень плохо: в частности, Штаты оголодали до того, что их число сократилось с 50 до 12 (и они стали называться дистриктами). Весь цвет сохранившейся англоязычной цивилизации сосредоточен в богатой столице, Капитолии. Оттуда голодающих жителей дистриктов очень успешно зомбирует и запугивает телевидение – прежде всего посредством самого рейтингового шоу под названием «Голодные игры».
Это реалити-шоу придумали после ряда восстаний, прокатившихся по осатаневшей от бедности периферии. Больше семидесяти лет кряду каждый из дистриктов ежегодно поставлял для «Голодных игр» пушечное мясо в лице двух подростков разного пола. А затем эти подростки сражались друг с другом на специальной территории, причём в живых обычно оставался один-единственный тинейджер.
Однако главные герои – дочка шахтёра Китнисс (Дженнифер Лоренс) и отпрыск пекаря Пит (Джош Хатчерсон) – в семьдесят четвёртых по счёту «Голодных играх» умудрились выжить вдвоем, тем самым нарушив традицию. В начале новейшего фильма – первой части «Сойки-пересмешницы» – мы застаём Китнисс в независимом тринадцатом дистрикте, среди повстанцев, которые её похитили. Но возлюбленный девушки Пит всё ещё остается пленником Капитолия…
В Голливуде давно уразумели, что невесёлое будущее – не менее избитый ход, чем, скажем, печальные вампиры (см. «Сумерки»). Конечно, если жанр антиутопии сам по себе выше готической мелодрамы (что сомнительно), то «Голодные игры» придётся признать прогрессивным явлением. Проблема лишь в том, что в кинопроизводстве это лишь вариация упаковки.
Давно известно, что на структурном (а сегодня всё чаще и на содержательном) уровне большинство голливудских режиссёров воспроизводят такую старейшую и простейшую повествовательную форму, как сказка. А сказки бывают разные, в том числе и очень кровавые. Недаром все серии «Игр» в англо-язычном мире имеют смехотворный для фильмов подобной тематики рейтинг PG-13 (а у нас, соответственно, 12+). Голливуд не устаёт доказывать прописную истину: важно не «что», а «как». В эпоху, когда средний возраст мирового кинозрителя занижается не по дням, а по часам, все усилия фабрики грёз бросаются на то, чтобы производить обманчиво взрослые блокбастеры. Внешне брутальные, на деле сугубо вегетарианские.
Надо признать, что первую часть «Сойки-пересмешницы» спокойно можно показывать ребёнку любого возраста, не опасаясь за последствия.
«Голодные игры» снимаются по одноимённой трилогии писательницы Сьюзен Коллинз. В 2012-м и в 2013-м мы получили вполне честные экранизации её произведений: одна книга – один фильм. Но после суперуспеха, выпавшего на долю первых двух частей, алчные продюсеры заставили режиссёра искусственно раздуть экранизацию третьего романа. Так получилось два двухчасовых фильма.
И самое ужасное, что первая половина книжки «Сойка-пересмешница» (если судить по фильму, премьера которого состоялась накануне) состоит из одних только разговоров. Всё ожидаемое действие выпало на вторую половину, экранизацию которой выпустят в свет лишь в конце 2015-го.