Ответ из Государственной Думы
26 августа 2014 года в полосе «Ветеран» было опубликовано «Обращение к депутатам Государственной Думы Российской Федерации», принятое на заседании президиума областного совета ветеранов. В нём излагалась позиция большинства городских и районных ветеранских организаций области по поводу социального неравенства и несправедливого отношения к самой незащищённой части старшего поколения – детей войны, и выражалась надежда, что будет принят государственный закон, который на федеральном уровне определит материальную и социальную поддержку этой категории ветеранов. Недавно из Государственной Думы пришёл ответ на это обращение.
Председателю Иркутского областного совета ветеранов
В.В. Игнатову
Ваше обращение, поступившее в Комитет по труду, социальной политике и делам ветеранов, рассмотрено.
Информируем, что на рассмотрении в Государственной Думе находилось одиннадцать проектов федеральных законов, внесённых органами законодательной власти субъектов Российской Федерации и депутатами Государственной Думы по вопросу предоставления мер социальной поддержки лицам, родившимся в период с 1929 по 1945 год.
Большинство законопроектов устанавливали статус «Дети войны» путём внесения изменений в Федеральный закон «О ветеранах», приравнивая их к ветеранам Великой Отечественной войны. Однако отнесение указанной категории граждан к ветеранам Великой Отечественной войны только по факту рождения противоречит концепции Федерального закона «О ветеранах», т.к. статья 1 данного закона определяет, что категории ветеранов устанавливаются с учётом заслуг по защите Отечества, безупречной военной службы, иной государственной службы и продолжительного добросовестного труда.
В некоторых из них предлагалось предоставить меры социальной поддержки лицам, чьи родители (или один из родителей) являлись военнослужащими и погибли (пропали без вести) в районах боевых действий в период Великой Отечественной войны.
В свою очередь ряд авторов законопроектов предлагали установить статус «Дети войны» в отношении всех граждан, которым на момент окончания Великой Отечественной войны не исполнилось 18 лет, независимо от того, погибли у них родители (один из родителей) в период 1941–1945 годов или нет.
Следует отметить, что лица, на которых предполагается распространить действие законопроекта, в настоящее время являются гражданами старшего возраста, которые, как правило, уже пользуются мерами социальной поддержки в соответствии с федеральными законами «О ветеранах», «О социальной защите инвалидов в Российской Федерации», «О государственной социальной помощи» и другими.
В случае принятия федерального закона по вопросу предоставления мер социальной поддержки лицам, родившимся в период с 1929 по 1945 год, в соответствии с действующим законодательством гражданину, который имеет несколько оснований для предоставления мер социальной поддержки (например, одновременно является ветераном труда и инвалидом), необходимо будет выбрать ту поддержку, которая подходит ему в наибольшей степени, и пользоваться ею.
Необходимо отметить, что в отклонённых Государственной Думой законопроектах объём мер социальной поддержки для детей войны был определён в гораздо меньшем объёме, чем в вышеуказанных федеральных законах. Одна из причин отклонения законопроектов обусловлена тем, что наиболее многочисленная категория из ветеранов ВОВ – труженики тыла – получает поддержку из бюджетов субъектов РФ, соответственно дети войны не могут быть поставлены по статусу на уровень выше, чем труженики тыла. И если сегодня труженики тыла получают поддержку из бюджетов субъектов РФ, оттуда должны получать помощь и дети войны.
М.А. МОИСЕЕВ, заместитель председателя Комитета по труду, социальной политике и делам ветеранов Государственной Думы федерального собрания РФ шестого созыва