Полвека на Иркутской ГЭС
Вырос на берегу Байкала, всё детство провёл на железнодорожной станции, помогал отцу выпрямлять рельсы, но потом пришёл на ещё только строившуюся Иркутскую ГЭС и остался здесь на всю жизнь. Алексей Егорович Хохлов проработал на станции 54 года. Хотя официально ветеран «Иркутскэнерго» уже три года находится на пенсии, к нему регулярно обращаются за советом и помощью молодые и уже опытные сотрудники компании. «Меня и брата Николая ягодники привели на станцию, – улыбается Хохлов. – На двоих у нас 104 года общего трудового стажа. И никогда не возникало желания всё бросить, сменить сферу деятельности».
«Мы вершили историю»
Сегодня Алексей Егорович, с улыбкой листая альбом с многочисленными грамотами и благодарностями от руководства компании «Иркутскэнерго», признаётся, что представить свою жизнь без энергетики просто не может. Хотя, казалось бы, судьба его изначально подталкивала к работе на железной дороге. Детство Алексей Хохлов провел на станции Переёмная на берегу Байкала со стороны Бурятии. Станция небольшая – всего 30 дворов. Отец трудился на железной дороге – следил за состоянием полотна, а мать вместе с сыновьями вела хозяйство. С малых лет братьев Николая и Алексея Хохловых родители приучали к труду: сначала отправляли пасти коров, а когда парни подросли, их стали привлекать помогать отцу на работе.
– Помню, на каникулах после седьмого класса мы с братом временно работали на железной дороге: разгружали шпалы, заменяли рельсы и шпалы, помогали с подъёмкой рельсов из грунта. Пробивали костыли на рельсах: нам выдали молотки по четыре килограмма, с длинными ручками. Опыта не было, так что мы раз попадали по костылю, два раза – по рельсе. К вечеру руки были стёрты в кровь, – вспоминает Алексей Хохлов.
Родители всегда стремились дать детям образование. Так, в Переёмной не было средней общеобразовательной школы, поэтому мальчишек устроили в интернат в Танхой, домой парни приезжали только на выходные. За проживание в интернате за одного человека приходилось платить ежемесячно 170 рублей, при этом отец получал 500 рублей в месяц.
О том, чтобы после школы возвращаться и работать на станции Переёмная, даже речи не велось: здесь все рабочие места были заняты, включая должность лесника. Поэтому Алексей Хохлов с братом Николаем всегда знали, что уедут трудиться в другие края.
– Рядом со станцией Переёмная много ягодных мест, до сих пор туда с детьми, внуками ездим. Когда мне было 16 лет, однажды по ягоду к нам приехал главный инженер РЭУ «Иркутскэнерго» Ларион Тимофеевич Степанов. Он предложил отправиться с ним в Иркутск, где шло большое строительство ГЭС. Даже выбор специальности за мной оставил: в электроцех пойти учеником или в связь. Мы уже тогда с братом пытались радиоустройства собирать – звоночек на дверь, так что я посчитал, что связистом у меня получится работать, – добавляет ветеран.
Так 12 июля 1957 года на строящуюся иркутскую станцию помощником монтера связи районного обслуживания пришёл Алексей Хохлов. Юношу официально трудоустроили, нашли место в общежитии, наставником назначили энергичного молодого Виктора Бурых. С ним Хохлов потом долго поддерживал дружеские отношения.
«Большая, просто громадная стройка, на которой трудилась тьма народа», – такое впечатление произвела Иркутская ГЭС на Хохлова, когда он впервые её увидел. Освоился на новом месте молодой человек по сегодняшним меркам на удивление быстро. Юношу подхватывал наставник, ему подсказывали старшие коллеги. «Атмосфера была добрая, чувствовалось, что мы вершили историю. Это была стройка века. Приезжали высококлассные специалисты, но они никогда не задирали нос. Для меня это было прекрасной школой энергетики», – отмечает Хохлов. Спустя полгода юношу повысили до монтёра связи.
Через два года его призвали в армию, где он служил в инженерно-сапёрном батальоне в отделении связи части в Забайкальском крае. По словам Алексея Егоровича, армия прошла не зря: здесь он как связист познакомился с новым оборудованием. Эти знания ему потом пригодились на родной Иркутской ГЭС, куда он вернулся после демобилизации.
«Секретов от коллег не было»
В Иркутск энергетик вернулся с молодой женой Верой, которая по стопам мужа устроилась на станцию телефонисткой. После армии карьера Алексея Хохлова пошла в гору. Он успешно сдавал экзамены на повышение разрядов, всегда был на хорошем счету у начальства. «Раньше неисправность необходимо было устранить в течение часа. Иначе считалось, что произошла авария. Поверьте, у нас аварий никогда не случалось. Работали слаженно, оперативно, умело использовали резервные каналы связи», – с гордостью говорит Алексей Хохлов.
Между тем работать приходилось в сложных, тяжёлых условиях.
– Рядом с плотиной ещё ничего не было, дорог даже нормальных ещё не построили. Автобус ходил только до нынешней остановки «Улица Мухиной», дальше – пешком. На линиях происходили то набросы, то обрывы, на ремонт сначала пешком ходили, потом нам велосипеды стали выдавать. Вот накинешь на плечо несколько метров провода, «когти», инструмент прикрепишь на пояс – и вперёд. Слабые телом и духом в связисты не шли, – с улыбкой говорит Хохлов. Когда связистам выделили первый мопед, монтёры были несказанно рады. Но технику приходилось делить, так что мотор получал тот, кто отправлялся на самое сложное и дальнее задание.
Обновлялась и техническая база – оборудование службы, поэтому связисты регулярно проходили обучение. Лекции читали лучшие инженеры компании. В начале1980-х Алексей Хохлов был назначен дежурным диспетчерской связи на АТС Иркутской ГЭС. В это время началось внедрение внутренних коммутаторов ЭДТС-66, внутренней связи для персонала, радиопоисковой связи. Именно на иркутской станции впервые в стране заработала высокочастотная аппаратура по ЛЭП 220 кВ на 12 каналов связи. Сегодня такой объём передачи не кажется большим, но в те годы это было прорывом, добавляет Алексей Егорович. В эти годы на станции уже работал и его брат Николай. Вместе они изучали новое оборудование, производили наладку.
– Я всегда старался вникать во все вопросы на службе, изучал технику новую. Вот уже три года как на пенсии, а мне до сих пор иногда звонят бывшие коллеги, молодёжь, консультируется. Я и не против поделиться опытом. В этом плане у меня никогда от коллег секретов не было, – скромно добавляет ветеран.
У Алексея Егоровича всегда были хорошие отношения с молодёжью, поэтому ему не раз предлагали наставничество. Чуткий, терпеливый Хохлов обучил не одно поколение аккамуляторщиц. В то время на станции было большое аккумуляторное хозяйство, следить за ним не считалось физически тяжёлой работой, поэтому в этом подразделении традиционно был женский коллектив. Специалисты часто менялись: аккамуляторщицы то уходили в декретный отпуск, то отправлялись за мужем в другой регион. Дефицита кадров не было, замену всегда находили без проблем, но новым сотрудницам нужно было время, чтобы освоиться на месте, разобраться с незнакомым оборудованием. Тогда на помощь приходил наставник – Алексей Егорович, который, казалось, был в курсе работы всех подразделений службы связи станции.
В семье Алексея Хохлова родились две дочери. Чтобы они ни в чём не нуждались, отец семейства часто соглашался на подработки. Так, участвовал в ремонте турбин станции.
– Я прошёл практически по всем узлам. Ремонт проводил и на сегментах, и на направляющих аппаратах, и на уплотнении лопастей. Самым тяжёлым было отвернуть семь болтов на лопасти, каждый из которых весил 75–77 килограммов. Там резьба мелкая, болт 20 минут грели автогеном. Затем пять человек по очереди ударяли кувалдой весом двадцать пять килограммов. Приходишь в столовую – руки трясутся. Сейчас такой метод ушёл в историю, – вспоминает Алексей Хохлов. Ветеран добавляет: от тяжёлой работы не отлынивали, хотелось поскорей провести ремонт турбины, лопастей, гордились свой станцией, болели за неё всей душой.
Сегодня Алексей Егорович даже представить не может, как сложилась бы его жизнь без большой энергетики. Кажется, все события связаны с Иркутской ГЭС. В выходные с коллегами выезжали на природу, отмечали праздники, среди которых особое место всегда занимал День Энергетика. Хохлов участвовал и в народной дружине, которая формировалась от станции. Вечерами после работы с участковым совершал обход по наименее благополучным районам. Адреса дебоширов знал наизусть, наведывался в дома, где проживали бывшие заключённые.
На вопросы, как он любил проводить свободное время, как предпочитал отдыхать, Алексей Егорович отвечает с улыбкой: «Да я ещё по совместительству работал в скорой помощи пять лет. Был грузчиком в магазине на Постышева, работал и автомехаником на АТС. В то время зарплаты были небольшие, старался подзаработать для семьи в свободное время. Позже участок появился, начал дом строить, садом-огородом занялся».
В середине 1970-х Алексей Егорович был председателем профкома ГЭС, дважды избирался народным депутатом. Все эти годы, вспоминает ветеран, решал бытовые вопросы иркутян, помогал им с получением квартир, с устройством детей в детский сад. О себе подумать времени не было, так что жилищный вопрос, будучи профсоюзным деятелем, депутатом, он так и не решил. Семья Хохлова – он с женой и две дочери – жила в маленькой квартирке площадью 28 квадратных метров.
– Вы не поверите, даже это жильё я получил не просто. Родилась первая дочь, я стоял в очереди на получение квартиры, мы жили в коммуналке. Как-то меня пригласил директор станции. Помню, иду к нему, думаю, не допустил ли я где ошибки в работе. Оказалось, что вызывал меня директор для решения жилищного вопроса, предлагал переехать в новую двухкомнатную квартиру. Я согласился. И вдруг выяснилось, что три человека на 28 квадратов – это мало. Представляете, какие условия были? Чтобы получить квартиру, пришлось мать выписывать из дома на станции Переёмная, прописывать у нас, – вспоминает Хохлов. Через 21 год семья переехала в квартиру попросторней в посёлке Энергетиков.
Алексей Хохлов носит гордое имя строителя ГЭС. После выхода на пенсию Алексей Егорович не смог полностью отойти от дел – родная станция не отпускает, работал в совете ветеранов при администрации Сверловского района. Недавно к нему обратилось региональное министерство образования с просьбой провести несколько встреч со школьниками.
– Вот недавно рассказывал пятиклассникам и шестиклассникам о строительстве Иркутской ГЭС, о её становлении, о современном состоянии. Ребята смышлёные, задают разные вопрос: как стать энергетиком, где учиться, сложно ли работать на станции. Многих интересует заработная плата. Я всегда подчёркиваю: главное, чтобы работа нравилась, тогда большая энергетика откроет для тебя свои тайны и загадки, – с говорит ветеран.