Школа навигации
Авиационных инженеров начнут готовить со школьной скамьи
Учителя математики, физики и информатики в системе общего образования России уже давно в дефиците: их не хватает в малых городах, часто оставляет желать лучшего профессиональная подготовка педагогов в больших. С оснащением лабораторным оборудованием кабинетов естественно-научных дисциплин вопрос удалось решить. А проблема привлечения высококлассных педагогов важнейших дисциплин остаётся актуальной.
Есть ещё один уровень проблемы: подготовка по физике и математике в средней школе не ориентирована на требования и, скажем так, пожелания высшей школы. Поэтому часто выпускники, вполне прилично сдавшие ЕГЭ, необходимые при поступлении в технические вузы, всё же учиться в этих вузах не могут. Элементарно не справляются с программой. Плохо их готовили педагогические труженики физико-математического поля? Нет, среди современных предметников – несмотря на все проблемы и малочисленность рядов – профессионалов достаточно. Просто школа зачастую даёт ребенку одно, а вуз требует от него другое.
К решению проблемы подключились представители стратегического направления российской экономики: Федеральное агентство воздушного транспорта вместе с ведомственной образовательной организацией – Иркутским филиалом Московского государственного технического университета гражданской авиации (МГТУ ГА). Именно им принадлежала инициатива провести совместно с учителями математики, физики и информатики школ Иркутской области методический семинар по вопросу единой стратегии подготовки выпускников к успешной социализации в техническом вузе. При этом рассматривались как классно-урочная система получения знаний и умений, так и педагогика дополнительного образования, включающая работу кружков и сотрудничество с вузами.
Вузы и общеобразовательные организации, безусловно, заинтересованы в сотрудничестве. В системе общего образования произошло сокращение часов на изучение ряда предметов, в том числе важных для последующего обучения в технических учебных заведениях. Претерпела изменения ситуация с работой кружков и секций в школах. Проще говоря, их стало меньше. А технические вузы хотят и могут организовывать занятия в рамках дополнительного образования по таким модным среди молодёжи направлениям, как навигация и робототехника. Их интерес понятен и находится в плоскости профориентационной работы. Среди ребят, любящих технические чудеса и метаморфозы, всегда найдутся будущие инженеры гражданской авиации. Также школы и технические вузы в одинаковой степени заинтересованы в создании профильных классов. Для одних это возможность дать ученикам метапредметные знания, а для других – поиск мотивированного абитуриента.
Несмотря на очевидную потребность друг в друге, учителя математики, физики и информатики области впервые собрались на совместном методическом семинаре с профессорско-преподавательским коллективом Иркутского филиала МГТУ ГА. «Нам важно услышать и понять друг друга, – сказал в своём обращении к учителям проректор МГТУ ГА, директор Иркутского филиала Олег Горбачёв. – Мы должны искать точки пересечения, потому что одинаково заинтересованы в воспитании гармоничной личности и, конечно, высококлассного специалиста. У нас разные уровни образования. Но мы можем использовать единые образовательные технологии и осуществлять преемственность».
Первые шаги по формированию образовательных комплексов уже есть: созданы профильные классы на базе лицея № 2 города Ангарска, центра образования № 47 города Иркутска. В минувшем учебном году прошла первая в регионе олимпиада по авиации, в которой приняли участие около ста школьников. В одном из корпусов Иркутского филиала МГТУ ГА в течение года работает Школа навигации для старшеклассников. Университетская материально-техническая база даёт возможность получать уникальные знания и навыки: вуз имеет современное авиационно-техническое оборудование и процедурные тренажёры самых мощных и сложных самолётов. Поэтому Иркутский филиал МГТУ ГА готов проводить для старшеклассников области семинары, конференции, Дни науки, рассматривать различные формы взаимовыгодного сотрудничества.