издательская группа
Восточно-Сибирская правда

Не допустить конфликта интересов

  • Беседовала : Жанна СИЛИВОНЧИК

В октябре 2013 года совет директоров En+ Group утвердил Кодекс корпоративной этики и Свод этических стандартов компании. Эти документы были разработаны, чтобы предотвратить потенциальные риски в сложных этических ситуациях. Уполномоченный по этике ОАО «ЕвроСибЭнерго», коммерческий директор компании Давид Погосбеков рассказал «Сибирскому энергетику» о том, с каких позиций рассматриваются спорные ситуации, связанные с взаимодействием с внешним окружением энергетического холдинга.

– Давид Дешенович, вы являетесь уполномоченным по этике в ОАО «ЕвроСибЭнерго» – компании, которая управляет активами в разных регионах страны.  Означает ли это, что вы курируете работу ваших коллег-уполномоченных  на предприятиях группы компаний?

– «ЕвроСибЭнерго» – вертикально интегрированная компания, и в сфере корпоративной этики эта «вертикаль» также прослеживается. Но она имеет скорее понятийный характер.

У всех уполномоченных по этике в нашей группе компаний функциональные обязанности одинаковы. Они заключаются в том, чтобы довести до коллектива нормы корпоративной этики и в случае возникновения спорных с этической точки зрения ситуаций помочь сотрудникам разобраться с проблемами – дать совет, не допустить конфликта интересов. Несмотря на то что корпоративная этика основана на понятных всем базовых ценностях, которые мы должны исполнять в силу воспитания и должностных 

обязанностей, у людей иногда всё же возникает вопрос, соответствует ли их поведение в той или иной ситуации принятым в группе компаний этическим нормам. Вот тут на помощь и приходят компетентные в этой сфере люди – уполномоченные по этике.

Безусловно, мы плотно взаимодействуем с коллегами – уполномоченными в ключевых активах «ЕвроСибЭнерго», обмениваемся с ними опытом, при необходимости коллективно либо в индивидуальном порядке обращаемся к главному уполномоченному по этике En+ Group Игорю Лернеру.

– С какими вопросами сотрудники компании чаще всего обращаются к вам за консультацией?

– Основной вопрос – это конфликт интересов. Энергетика – отрасль специфическая, для неё характерно формирование трудовых династий, когда на одном предприятии трудятся несколько поколений одной семьи. С одной стороны, когда дети продолжают начатое родителями дело – это хорошо и правильно, это говорит о престиже компании. Однако с точки зрения корпоративной этики тут может возникать конфликт интересов – например, когда сын находится в непосредственном подчинении у отца.

Разумеется, каждый спорный случай рассматривается в индивидуальном порядке. Универсального рецепта здесь нет и не может быть. Достаточно часто бывает, что конфликт интересов не подтверждается – однако то, что люди обращаются к уполномоченным по этике с просьбой разъяснить какую-то ситуацию, говорит о том, что они проявляют интерес к этическим стандартам, «примеряют» их на себя. Это хорошо, потому что в любом коллективе любое нововведение первоначально воспринимается с некоторым недоверием. Тут мы видим, что сотрудники уже рассматривают корпоративные этические стандарты как часть повседневной жизни.

Однако я должен сказать, что большого шквала обращений у нас нет. Всё-таки стандарты приняты не так давно.

– Кодекс корпоративной этики регламентирует не только отношения внутри коллектива, но и вза-имодействие с внешней средой – контрагентами, партнёрами компании. Возникают ли в этом процессе спорные ситуации?

– Работа с контрагентами – это достаточно серьёзный пласт в де-ятельности уполномоченных по этике, и в моей деятельности в частности, поскольку я как коммерческий директор «ЕвроСибЭнерго» курирую в том числе и этот вопрос. Во всех компаниях нашей группы действуют стандарты взаимодействия с контрагентами  – например, при выборе поставщика тех или иных товаров, работ и услуг.

Конфликт интересов в этой сфере чаще всего возникает при конкурсном отборе. Среди участников конкурса неизбежно оказываются те, кто недоволен результатами конкурса, ведь помимо желания получить контракт в этом процессе всегда присутствует соревновательный элемент, азарт, стремление быть лучше партнёров по рынку. Поэтому периодически – несколько раз в месяц точно – мы получаем письма от контрагентов, которые хотят знать, почему выбор был сделан не в их пользу. Каждое такое обращение тщательно рассматривается, однако случаи, когда замечания контрагентов действительно обоснованы, встречаются редко. Всё-таки достаточно часто мотивацией для обращения с жалобой является элемент «обиды» («почему вы нас не выбрали») или попытка привлечь к себе внимание, чтобы в дальнейшем иметь какое-то, как им кажется, конкурентное преимущество. 

– А что, например, делается, если компания – потенциальный контрагент каким-либо образом аффилирована с одним из сотрудников «ЕвроСибЭнерго»?

– Зависит от ситуации – всё их многообразие нельзя «причесать под одну гребёнку». Одно дело, если, скажем, родственник сотрудника нашей компании находится в исполнительных органах контрагента или среди его учредителей, то есть каким-то образом отвечает за принятие важных решений, и совсем другое, если он не занимает ключевых позиций. В первом случае сотрудник обязан предупредить об этом своё непосредственное руководство, во втором достаточно будет посоветоваться с уполномоченным по этике.

Такие ситуации время от времени возникают, и им уделяется пристальное внимание – например, сотрудник, родственник или близкий человек которого возглавляет компанию, принимающую участие в конкурсе на выбор поставщика услуг, временно исключается из конкурсной комиссии. У нас был, например, случай, когда специалист в сфере закупок близко дружила с одним из руководителей компании-поставщика. Она поставила об этом в известность своё руководство и не входила в комиссию, рассматривающую те конкурсные процедуры, в которых участвовала компания, где работал её друг.

– Является ли спорной ситуация, когда человек совмещает работу в «ЕвроСибЭнерго» с работой в другой организации – например, преподаёт в высшем учебном заведении?

– В приведённом вами примере – нет, не является. Кодекс корпоративной этики не запрещает сотрудникам нашей группы компаний преподавать в свободное от основной работы время. Более того, тот факт, что компетентность наших специалистов оценивается так высоко, что им предлагают передавать свой опыт студентам, положительно сказывается на имидже нашей компании. Однако, конечно, это не должно мешать выполнению основных должностных обязанностей.

Другое дело, если человек отвлекается на «подработку» во время рабочего дня – например, звонит по каким-то своим вопросам по служебному телефону, пользуется офисной техникой. Это негативно сказывается на его работе, и это, конечно, с точки зрения этики недопустимо.

Иногда встречается ситуация, ко-гда сотрудники, имеющие личный автомобиль, по вечерам подрабатывают частным извозом. Вроде бы ничего особенного, но вечер – понятие относительное. Предположим, наш сотрудник развозил по городу пассажиров до поздней ночи, утром пришёл на работу невыспавшимся. Если он будет дремать за компьютером, и то ничего хорошего в этом нет. А представьте, если сотрудник работает непосредственно на производстве и от его действий зависит жизнь и здоровье не только его самого, но и его коллег, и сохранность имущества компании, а в конечном итоге – благополучие, жизнь и здоровье потребителей электрической и тепловой энергии? Поэтому на такие вопросы необходимо обращать пристальное внимание. Ответственность – одна из базовых ценностей, которая лежит в основе наших корпоративных этических стандартов, и об этом нужно всегда помнить.

Читайте также

Подпишитесь на свежие новости

Мнение
Проекты и партнеры