«Налоговый манёвр» и депутатский контрманёвр
Российское правительство, опасаясь возможных потерь от поставок нефти на внешние рынки, решило компенсировать их на рынке внутреннем. Для этого предпринят «налоговый манёвр» – сокращение экспортных пошлин с одновременным увеличением ставки по налогу на добычу полезных ископаемых. Выгода в масштабах государственной казны невелика: от снижения пошлин бюджет потеряет чуть менее 1,304 трлн рублей, а от прибавки к НДПИ приобретёт 1,326 трлн рублей. Но часть депутатов Государственной Думы ФС РФ, в том числе те, кто представляет Иркутскую область, считает, что оборотной стороной станет резкий рост цен на бензин и последующее удорожание товаров и услуг. Парламентарии уже обратились к председателю правительства РФ Дмитрию Медведеву с просьбой отказаться от «налогового манёвра», но второе чтение законопроекта, предусматривающего такой шаг, показало, что их мнение пока не учли.
Первая половина сентября 2014 года отметилась совещаниями по бюджету, которые провели президент и председатель правительства России. На них и родилась идея внести изменения в Налоговый кодекс РФ, принятие которых позволило бы «мобилизовать» дополнительные поступления как в казну не только государства в целом, но и его отдельных регионов. Поправок немало: к примеру, возникло предложение включить в перечень подакцизных товаров бензол, параксилол, ортоксилол и авиационный керосин, а, скажем, на алкогольные напитки было решено на два года сохранить действующие акцизы, увеличив их ставки на 4,5% в 2017 году. Было также решено поднять ставку водного налога на 15%, акцизы на другие продукты. Определённые изменения коснулись и тех сборов, что взимаются с физических лиц.
Но если учесть зависимость государственного бюджета от нефтегазовых доходов (по официальной информации Министерства финансов РФ, в 2013 году на них пришлось около 50,2% всех поступлений), то ключевым предложением стал «налоговый манёвр». Заключается он в сокращении вывозных таможенных пошлин на нефть в 1,7 раза в течение ближайших трёх лет и на нефтепродукты, в зависимости от их вида, – в 1,7–5 раз на тот же срок. При этом одновременно в 1,7 раза увеличивается ставка по налогу на добычу полезных ископаемых в отношении «чёрного золота» и в 6,5 раза – газового конденсата. А чтобы, как надеются в правительстве РФ, не допустить роста цен на топливо и сопутствующие товары на внутреннем рынке и «минимизировать негативные шоки для отдельных отраслей», было предложено за те же три года сократить ставки акциза на нефтепродукты в 2,2 раза, пре-дусмотрев также возможность предоставления налоговых вычетов при получении бензина и ароматических углеводородов для нужд нефтехимических производств, а также авиационного керосина для заправки самолётов и вертолётов. Помимо этого, чтобы сохранить стимулы для добывающих компаний, уточняется порядок расчёта понижающих коэффициентов к ставке НДПИ и экспортной пошлине на нефть, так что нагрузка на «льготников» в сравнении с 2014 годом снизится на 5–24%.
Авторы идеи уверены, что «налоговый манёвр» положительно скажется на нефтяной отрасли, обеспечив, в частности, рост маржи от переработки углеводородов на НПЗ в два с половиной раза, усиление экономических стимулов к их ускоренной модернизации, снижение налоговой нагрузки на добычу «традиционной» нефти на 3%, не говоря о тех её видах, которые облагаются льготами. В то же время экспортные пошлины, действующие в России, сблизятся с теми, что установлены в Республике Казахстан, что упростит переход к взаимной торговле без тарифных или нетарифных ограничений. Снизятся и объёмы материальной выгоды, которую от беспошлинных поставок российской нефти и продуктов её переработки получают помимо Казахстана Беларусь, Кыргызстан и Таджикистан. О негативной стороне «манёвра» говорят коротко: «При прочих равных условиях рост цен на моторные топлива на внутреннем рынке останется в пределах инфляции (6-7%)».
С четырёх до двадцати
Все перечисленные аргументы содержались в пояснительной записке к проекту закона о внесении изменений в Налоговый кодекс РФ, который поступил на рассмотрение Государственной Думы ФС РФ 18 сентября. В тот же день его рассмотрел парламентский комитет по бюджету и налогам. А 17 октября законопроект был принят в первом чтении. На то, чтобы предложить к нему поправки, отвели 13 дней. И за это время вокруг документа развернулась нешуточная баталия.
Председатель комитета Госдумы по энергетике Иван Грачёв и его коллега Андрей Крутов, представляющие Иркутскую область, вместе с первым заместителем председателя комитета по бюджету и налогам Оксаной Дмитриевой (все трое состоят во фракции «Справедливая Россия». – «СЭ») направили письмо на имя премьер-министра Дмитрия Медведева с просьбой «ещё раз проанализировать целесо-образность принятия федерального закона» и либо отозвать его проект, либо, внеся ко второму чтению соответствующие поправки, отменить «налоговый манёвр». Обращение было направлено в правительство 28 октября. А 7 ноября, выступая на пресс-конференции в Иркутске, Грачёв рассказал о том, что в нём содержится, журналистам. «Вот это письмо, – заметил парламентарий, пока кто-то из его помощников, сновавший по небольшому залу, раздавал распечатки всем присутствующим. – В нём суть вопроса изложена с некоторыми цифрами, но я изложу её на бытовом языке. Это частичная, а в перспективе полная отмена таможенной пошлины и её замена внутренними налогами – НДПИ и тому подобными. То есть деньги, которые брали с граждан Европы и других стран, куда мы экспортировали нефть и нефтепродукты, теперь возьмут с граждан нашей страны».
Расчёт простой: если в 2014 году 60% нефтегазовых доходов федерального бюджета дали поступления от экспортной пошлины, то в 2015 году, если «налоговый манёвр» будет предпринят, их вклад сократится до 43%, тогда как оставшиеся 57% придутся на долю НДПИ. Если брать абсолютные цифры, то пошлины будут снижены почти на 1,304 трлн рублей, тогда как сумма собранного налога на добычу полезных ископаемых возрастёт на 1,326 трлн рублей. Нагрузка на тех потребителей, что представлены на внутреннем рынке, при этом возрастёт как минимум на 750–800 млрд рублей, что неминуемо приведёт к дальнейшему росту цен на бензин и другие энергоносители, а это повлечёт за собой удорожание потребительских товаров и услуг, в том числе жилищно-коммунальных. Коллеги Грачёва не разделяют оптимизм правительственных чиновников в отношении стоимости топлива: по их мнению, в наихудшем варианте литр горючего может подорожать на 20 рублей, специалисты из нефтеперерабатывающих компаний говорят о 4–6 рублях, а сам депутат – что рост может составить 20%, т.е. если взять цену литра наиболее ходового бензина марки АИ-92 в Иркутске, получается чуть больше 7 рублей. «По подсчётам экспертов комитета Государственной Думы по энергетике, стоимость бензина за первое полугодие 2015 года повысится на 20% и составит 45 рублей за литр, а к концу 2015 года достигнет 50 рублей за литр, – сказано в письме на имя Медведева, где речь, очевидно, идёт об усреднённой цене топлива всех разновидностей. – «Налоговый манёвр» спровоцирует классическую инфляцию издержек».
Бюджетный недобор
В проигрыше, уверены депутаты, окажутся и бюджеты всех уровней. Виной тому станет снижение акцизов. Если говорить о казне регионов, то её потери планируют компенсировать за счёт полной передачи отчислений от акцизов, пусть и сокращённых, на бензин и нефтепродукты консолидированных бюджетов субъектов РФ и дополнительных трансфертов республиканским, краевым и областным дорожным фондам. Потери федерального бюджета от такого шага оцениваются в 228 млрд рублей. Риск сокращения доходов бюджетов всех уровней от столь масштабного изменения налоговой системы куда более велик, ведь дело касается переориентации потоков налоговых поступлений на общую сумму в 2,6 трлн рублей. «Таможенную пошлину – простейший налог, который легко администрировать, заменили сложным НДПИ, а им гораздо проще манипулировать, – заключил Грачёв. – Значит, недоберёт федеральный бюджет и дальше недоберут региональные бюджеты». Казна Иркутской области, по его мнению, в 2015 году может недосчитаться до 5 млрд рублей, то есть свыше 5% доходов: отчисления от акцизов снизятся примерно на 1 млрд рублей, ещё на 4 млрд рублей упадут поступления от налога на прибыль вследствие изменений в части расчёта НДПИ.
К этому следует добавить риск возрастания инфляции и стоимости бензина вкупе с тарифами на услуги жилищно-коммунального хозяйства. Есть ещё один существенный минус – если рост цен в «коммуналке» и энергетике заморозят по указке сверху, то компаниям, работающим в этих отраслях, придётся идти на сокращение инвестиционных программ. Потери от подобного поворота событий в будущем оценить не так просто, но можно быть уверенным в том, что они будут ощутимыми.
Скидка на «китайский» газ в комплекте
В том, что касается перспектив письма, направленного премьер-министру, председатель комитета Госдумы по энергетике куда более оптимистичен. «Я не считаю эту историю безнадёжной, – заявил он. – Во-первых, наши действия на федеральном уровне иногда приводят к успеху, во-вторых, этот успех иногда прямо касается граждан, в том числе жителей Иркутской области. Я приведу пример социальных норм [потребления электрической энергии]: правительством Медведева уже был принят пакет законов, но мой комитет собрал вначале профессионалов, проанализировал все факты по введению соцнорм, потом к этому подключились регионы (и это очень важно – одни бы мы не справились), и в результате они были как минимум отодвинуты на 2016 год, а как максимум регионы будут дальше сами решать, вводить их или нет». Несмотря на то, что в действующем проекте федерального бюджета «налоговый манёвр» уже учтён, парламентарий проблем не видит: потенциальные поступления от экспортных пошлин сопоставимы с отчислениями от повышения НДПИ, так что от подобного шага можно запросто отказаться.
Правительство с Государственной Думой, по крайней мере пока, мнение депутата не учли: 10 ноября законопроект был принят во втором чтении. Те поправки, которые в него внесли, не отменяют «налоговый манёвр». Более того, во втором чтении в документе появилась норма о том, что понижающие коэффициенты к ставке налога на добычу полезных ископаемых в отношении трудноизвлекаемой нефти (она делится на пять, если эффективная толщина пласта не превышает 10 м,
и на 2,5, если она составляет более 10 м) могут применяться в течение 15 лет, а не 10 лет, как сейчас. Одновременно стартовые размеры платежей за пользование недрами, содержащими нефть и газовый конденсат, было решено снизить в два раза: с 10% до 5% от ожидаемых поступлений от НДПИ. Помимо этого в законопроект была включена норма об акцизе на газ, поставляемый в Турцию по трубопроводу «Голубой поток». А для поставок сырья в Китай по «Силе Сибири», напротив, предусмотрели льготу: освобождение на 15 лет от уплаты налога на добычу полезных ископаемых и на 20 лет – налога на имущество.
Тем временем с предложением отказаться от «налогового манёвра» выступил топ-менеджмент ОАО «НК «Роснефть»: как стало известно журналистам газеты «КоммерсантЪ», президент компании Игорь Сечин ещё в конце октября обратился к президенту РФ Владимиру Путину с предложением ограничиться лишь снижением экспортной пошлины на тёмные нефтепродукты – мазут и тому подобные. «Роснефть» пока остаётся в меньшинстве: в ОАО «ЛУКОЙЛ», ОАО «Газпром нефть» и ОАО АНК «Башнефть» её инициативу не комментируют, однако источник в одной из компаний посчитал нелогичным «такую долгую борьбу за манёвр, чтобы потом от него отказаться». А ещё один собеседник издания, пожелавший сохранить анонимность, подчеркнул, что предложение правительства «в целом приемлемо» для нефтяников, и пусть идея по увеличению акцизов «вызывает вопросы», все понимают необходимость наполнять бюджет. А в аппарате вице-премьера Аркадия Дворковича сообщили, что «позиция правительства по «налоговому манёвру определена». Тем не менее, представитель «Роснефти» заявил, что «продолжается дискуссия, речь идёт о принципах функционирования нефтяной отрасли». Теоретически шансы склонить чиновников на свою сторону остаются и у компании, и у тех депутатов, которые выступают против «налогового манёвра» – третье и окончательно чтение законопроекта ещё только предстоит.