«Ведут псов-рыцарей во Псков»
В Иркутском областном художественном музее имени Сукачёва состоялась презентация картины известного художника Гавриила Горелова «Ведут псов-рыцарей во Псков». После длительной реставрации это уникальное полотно, размеры которого составляют два на четыре метра, впервые предстало перед зрителями в своём первозданном виде.
«Где единение – там победа», – гласит народная поговорка. Сила русского народа и его победы над завоевателями всегда проявлялись благодаря единению нации. Память об этих событиях сохранилась в произведениях искусства. Художники и скульпторы, писатели и поэты во все времена обращались к героическим страницам прошлого, воспевая не только легендарных личностей, но и силу и мощь русского народа.
Об одном из таких произведений и идёт речь. Непростая судьба у полотна «Ведут псов-рыцарей во Псков» художника Гавриила Горелова. Написанная в 1947 году, в тот же год картина экспонировалась на всесоюзной выставке в Москве, где имела большой успех, прежде всего благодаря героико-патриотической тематике, а также талантливому исполнению. Гавриил Горелов являлся любимым учеником Ильи Репина и писал в лучших традициях своего учителя. Картина сразу была отмечена в числе наиболее удачных произведений самого автора – уже известного мастера исторического жанра.
В Иркутск полотно попало благодаря молодому директору Алексею Фатьянову. Однако ввиду огромности размеров (два на четыре метра) его хранили в свёрнутом состоянии на валу.
Только спустя шестьдесят пять лет художественный музей получил возможность не только снять полотно с вала, но и заняться его реставрацией.
Процесс возрождения эпического полотна занял год, ведь было нужно не только очистить загрязнение. Для начала требовалось восстановить эластичность холста, столько лет бывшего в свёрнутом состоянии. Многослойная пастозная живопись утратила связь между красочными слоями. Работа по их укреплению велась буквально миллиметр за миллиметром. Реставрация осложнялась большим размером полотна: было необходимо одновременно работать как с лицевой, так и с оборотной стороной. Рабочий подрамник имел размеры три на пять метров и практически занимал всё место в реставрационной мастерской.
Спустя год картина предстала перед зрителем практически в своём первозданном величии.
На полотне изображён момент, когда псковичи всех сословий сопровождают связанных пленных рыцарей и их приспешников, вводимых в город Псков. Действие происходит не на российском просторе, а в узком, тесном пространстве арки ворот (скорее всего, надвратной церкви), что ещё более подчёркивает тесноту и массовость шествия. На переднем плане пленники в шлемах и конвой всадников уже вступили в город. Позади – ещё движутся в арке. Внутри толпы маячат рыцарские шлемы, за ними то и дело мелькают всадники, растянувшиеся по всей колонне крестьяне и казаки. По бокам нескончаемым потоком движутся псковичи всех сословий. Настоящей находкой является приём, когда художник показывает их со спины словно подавшимися к выходу, что придаёт картине особую динамику: задние догоняют передних, а передние обращаются к задним, что позволяет рассмотреть отдельные лица и почувствовать настроение толпы, в которой пленные, конвойные, старики, женщины, дети. Художнику удалось передать ощущение бесконечной напирающей толпы. В порывах разнообразных чувств отдельных героев побеждает общее настроение народа. Здесь и недоверие, и любопытство, и пробуждающееся чувство осознания победы. Этому впечатлению способствует и яркая, пёстрая одежда сопровождающей толпы, подчёркнутая однообразным стальным цветом рыцарских доспехов, тёмными сводами и серым пасмурным днём.
Какую роль в жизни современного общества сыграет возрождённый шедевр, пока сказать трудно. Неоспоримо только одно: полотно являет собой символ несгибаемости духа русского народа, духа единения перед лицом опасности. Отечественная история помнит немало таких примеров: это и освобождение от монголо-татарского ига, и победа над наполеоновской армией, и Великая Отечественная война. В каждый из этих периодов русский народ был един и неделим. Победа достигалась благодаря усилиям каждого человека. Несмотря на разное положение в обществе и достаток, противоречивость политических и религиозных взглядов, все были едины против внешней агрессии и не жалели ничего для достижения победы. Будем надеяться, что и в наше время этот дух единства не утерян. Но, может быть, двадцать первый век будет более милосерден, чтобы мы не имели возможность продемонстрировать миру такое своё единство.