План десятилетки
Иркутская администрация представила общественности стратегию развития города до 2025 года
Сделать Иркутск одним из сибирских городов-флагманов с развитой инфраструктурой, благоприятной социальной атмосферой и устойчивым экономическим статусом. Такова суть сформулированной властями стратегии развития города на ближайшие 10 лет. Почти 90 страниц текста учитывают сильные и слабые стороны столицы Приангарья в борьбе за звание одного из ведущих региональных центров. Как утверждают иркутские чиновники, их концепция была с восторгом принята на федеральном уровне, став победной среди почти сотни проектов, представленных в рамках конкурса муниципальных программ в Санкт-Петербурге. Там её 27 октября презентовал мэр Иркутска Виктор Кондрашов. «Конкурент» решил напомнить содержание иркутской стратегии, принятой более двух лет назад и уже подзабытой местной общественностью.
Официально документ, принятый городской Думой ещё летом 2012 года, называется «Стратегия социально-экономического развития города Иркутска до 2025 года». Как говорят её авторы, она является фактором инвестиционной привлекательности города, охватывая актуальные сферы его развития. В администрации констатируют: стратегия Иркутска оказалась лучшей среди семи финалистов, произведя должный эффект.
– На конкурсе были представлены городские стратегии, принятые не раньше 2010 года. Иркутская оказалась одной из самых недавних, – говорит председатель комитета по экономике администрации города Иркутска Алексей Альмухамедов. – Проблема в том, что единого понимания, что такое стратегия, ни у кого нет ни в одном из городов. Где-то стратегия – это синоним программы развития, то есть количество квадратных метров, дороги. Где-то – план работы органов местного самоуправления. Отличие нашего документа в том, что мы говорим о работе всех субъектов в одном направлении, будь то власть, бизнес или общественность. В Петербурге мы не только докладывали о стратегии, но и рассказывали о том, как и через какие программы она реализуется.
Однако узнать о стратегических планах администрации на ближайшие годы оказалось задачей не из простых. Официальный документ на сайте мэрии появился лишь после звонка в пресс-службу – прежде найти текст в открытом доступе не удавалось, хотя документ несколько лет официально действовал.
В целом стратегия нацелена на повышение конкурентоспособности за счёт роста качества жизни горожан, улучшение экономической ситуации, а также создание среды, которая «задаёт определённую планку интеллектуального уровня и духовных ценностей». В духе современных тенденций текст документа наполнен понятиями «креативный класс», «мейнстрим» и «девелопмент». Эти понятия станут актуальными для Иркутска не только на бумаге, но и в реальности уже в скором будущем, рассчитывают чиновники.
Принятая в июле 2012 года концепция, как утверждают в мэрии, уже принесла результаты.
– Наша цель – попасть в десятку лучших городов страны по качеству жизни, – рассказывает Алексей Альмухамедов. – В момент написания стратегии мы были на 50-м месте, сейчас уже по итогам 2013-го оказались на 16-м. Вот результат только в рамках этой стратегии
Среди 100 крупнейших городов России, согласно интегральному рейтингу института территориального планировании «Урбаника», за 2013 год Иркутск действительно занимает 16-е место, обогнав таких конкурентов, как Красноярск и Новосибирск. Первое место занимает Сургут. Ангарск в этом списке на 34-м месте, Братск – на 53-м.
Риски и возможности
Как признают авторы стратегии, она представляет собой максимальный результат, которого можно добиться за ближайшие 10 лет. «Стратегия вариативна – это не путь из точки «А» в точку «Б», а направление, куда мы движемся», – подчёркивает Альмухамедов.
Реализовываться она будет исходя из обстоятельств. Главных факторов два – экономическая ситуация в России и мире, а также продолжающаяся конкуренция с другими крупными сибирскими и дальневосточными городами за звание федерального центра. В зависимости от данных обстоятельств будет реализован один из четырёх возможных сценариев стратегии. Два самых вероятных подразумевают ухудшение экономики. Однако в первом случае учтён проигрыш в конкурентной борьбе другим городам благодаря их агрессивной политике защиты интересов, а второй говорит о том, что все без исключения крупные центры столкнутся с сокращением инвестиций. И в том и в другом случае Иркутску придётся рассчитывать только на внутренние ресурсы и собственные возможности. Вероятность этих сценариев специалистами оценивается в 35%.
С возможностью в 20% вероятен выбор сценария при более благоприятной экономической обстановке. Суть его в том, что в условиях существенного роста экономики Иркутск будет бороться за увеличивающиеся возможности с более сильными конкурентами. В таких условиях город должен не только отстоять статус регионального центра, но и предъявить пакет «перспективных инновационных разработок», которые помогут привлечь инвесторов и ресурсы. При этом, предупреждают авторы, велика вероятность, что Иркутск из-за недостаточной консолидации городского сообщества не выдержит борьбы с конкурентами и потеряет контроль над «реализацией региональных инфраструктурных и ресурсных проектов развития Сибири и Дальнего Востока».
Наименее вероятным сценарием реализации стратегии развития считается наиболее благоприятный для Иркутска. Озаглавленный авторами как «Компенсация упущенных ранее возможностей», он подразумевает, что конкуренты в благоприятных экономических условиях не смогут воспользоваться своими возможностями и Иркутск перехватит инициативу. Но вероятность этого, признают специалисты, крайне мала – лишь 10%.
В любом случае, отмечают авторы стратегии, нужно понимать, что Иркутск по сравнению с другими крупными восточными городами находится в худших стартовых условиях, и это нужно исправлять, в том числе более жёсткой политикой лоббирования интересов города на самом высоком уровне.
Спустя 2,5 года с принятия стратегии в администрации говорят, что расчёт оказался верным: экономика замедлилась, но борьба продолжается. «Иркутск выглядит не хуже других городов – мы не выпали из конкурентной борьбы», – утверждает Альмухамедов.
Стратегическая цель
Представленная концепция социально-экономического развития в целом охватывает три актуальные сферы: экономику, городское планирование, а также «культуру и человеческий потенциал». Работа в каждом направлении, отмечается в документе, делится на несколько подпунктов.
Городская среда в Иркутске должна быть комфортной для проживания, не раз подчёркивается в стратегии, для этого в ближайшие 10 лет нужно решить сразу несколько наболевших вопросов в области инфраструктуры. В связи с растущим населением, которое скоро подойдёт к 700 тыс. человек, нужно определиться, как будет расти сам город – расширением границ или застройкой уже существующих слабонаселённых территорий. Это тесно связано с вопросом о появлении Иркутской агломерации, которая и так де-факто уже существует. Сама стратегия, однако, описывает не столько административное объединение, сколько социально-экономический проект на основе межмуниципального соглашения о сотрудничестве между Иркутском, Ангарском, Шелеховом и их районами. Это позволит реализовать несколько комплексных проектов, в том числе развитие транспортной агломерации, объединение инфраструктурных сетей и строительство мусороперерабатывающего комплекса.
Что касается самого Иркутска, то за 10 лет должна быть решена проблема трафика и пробок, разгрузка центра и передача некоторых его функций в пригороды. К тому же в городе должны появиться отдельные культурно-исторический, административно-деловой и научно-инновационный центры. Кроме этого одной из главных задач стратегии в направлении городского планирования чиновники и специалисты называют сохранение исторической деревянной застройки.
Касаясь темы экономического развития на ближайшее десятилетие, стратегия указывает на два существенных вопроса. Один связан с сектором промышленности, которая составляет пятую часть экономического оборота города. Нужно определиться, какой сфере отдать приоритет – модернизировать существующее производство или закладывать основы высокотехнологичного. Кроме этого надо больше внимания уделить туризму, доходы от которого приносят значительную прибыль. Важно сформировать образ туристического Иркутска, решив, останется ли он для приезжих воротами к Байкалу или станет самостоятельным центром притяжения интереса гостей.
Несмотря на все существующие инфраструктурные и экономические проблемы, Иркутск, по словам специалистов, оценивается высоким сравнительным человеческим потенциалом и по качеству жизни может претендовать на лидерство среди сибирских городов. Становление столицы Приангарья в качестве города-миллионника не входит в приоритет стратегии, упор сделан на качество условий жизни. Для этого нужно не только формировать благоприятную культурную среду, но и повышать уровень образования.
Действенные механизмы
Реализация стратегии развития будет зависеть как от экономической ситуации, так и от выполнения других крупных планов и концепций. В рамках городской среды воплощение в жизнь планов на ближайшие 10 лет неразрывно связано с появлением новой стратегии городского генплана, формированием и развитием программы улично-дорожной сети Иркутска, комплексными программами реноваций и развития территорий, проектами развития исторической, деловой части города.
Экономическая составляющая должна быть воплощена в жизнь созданием и развитием индустриальных и технологических парков, формированием кластера креативных и культурных индустрий.
Что конкретно подразумевается под этими формулировками, пока до конца непонятно, однако, как говорится в тексте стратегии, в Иркутске имеются предпосылки для развития технологий: «Известны научные заделы вузов в сфере нано-, биотехнологий, генной инженерии. Иркутские учёные имеют существенные результаты в сфере разработки технологий ресурсоснабжения, рационального недропользования и экологии. Ряд предприятий начали работы по переходу к новым технологическим решениям».
В целом, отмечается в стратегии, к 2025 году Иркутск должен стать гармоничным городом, куда хочется возвращаться, где должным образом защищены интересы населения, развито производство и много внимания уделено экологии.
Для того чтобы основные направления стратегии были реализованы, в регионе также должны быть проведены программы комплексного социально-экономического развития на 2013–2019, 2020–2026 годы. «Уже сейчас в рамках стратегии принято 19 муниципальных программ, а также система оценок, демонстрирующая их эффективность», – отмечают в администрации.