Нанокентавры для здоровья
Нанотехнологии сейчас получили стремительное развитие во всём мире, поскольку они открывают новые возможности перед человечеством. Активно в этом направлении работают и иркутские учёные. О том, какие новшества разрабатываются в Институте химии имени Фаворского СО РАН совместно с монгольскими коллегами и какое применение они могут найти, рассказывает ведущий научный сотрудник кандидат химических наук Борис Сухов.
– В нашем институте исследованиями, связанными с наноразмерными материалами, руководит директор института академик Борис Трофимов. Мы уже давно разрабатываем нанокомпозиты, которые образно называем кентаврами. Почему кентавры? Потому что наночастицы, с одной стороны, ещё очень маленькие и могут подчиняться специфическим квантовым законам микромира (как электроны, протоны и другие элементарные частицы). С другой стороны, они уже достаточно большие (состоят из десятков, сотен и более атомов) и подчиняются классическим законам механики макромира. Получается, что наночастицы-кентавры находятся как бы посередине двух миров или, ещё точнее, в том и другом мире одновременно. Поэтому они просто вынуждены вести себя в соответствии с законами как того, так и другого мира и проявлять лавину самых необычных свойств сразу двух миров.
И одно из удобных свойств, которое мы стараемся проэксплуатировать, – это высокая отзывчивость, высокая восприимчивость к самому разнообразному внешнему воздействию, например, электромагнитному проникающему полю, или к другому выбранному нами проникающему облучению, которое обязательно должно легко проходить через организм и ему не вредить. И соответственно, используя в организме наши разработки, мы можем посылать туда сигнал, они его воспринимают и затем либо дают свой ответный сигнал, либо воздействуют на организм. Когда есть ответный сигнал – это совершенно безопасная и очень точная диагностика состояния организма (и возможных болезней), а когда воздействие – это фактически управляемая терапия, то есть лечение. И вот по этим закономерным проникающим в организм сигналам, так как наши специализированные наночастицы окликаются легко, мы можем судить о состоянии здоровья, или по нашему определённому сигналу кентавры могут произвести какую-то работу в организме, то есть лечение.
Как устроены наши нанокентавры? В основном это самые разно-образные неорганические и органические наночастицы, которые заключены в специально выбираемые или синтезируемые нами биополимеры. Таким образом мы конструируем нанобиокомпозиты.
Мы работали и работаем по направленному синтезу композитов с комплексом заданных свойств в рамках целого ряда проектов РФФИ, программ президиума РАН, отделения химии и наук о материалах РАН, Сибирского отделения РАН, и один из выполняемых в настоящее время интеграционных проектов СО РАН нацелен на совместные исследования с Монгольской академией наук и министерством образования и науки Монголии. Есть у нас такой грант. С российской стороны проектом руководит академик Борис Трофимов, с монгольской – академик Дугер Рэгдел. В проект вовлечены сразу несколько крупных научных организаций двух государств: российскими организациями-соисполнителями проекта являются наш институт и Сибирский институт физиологии и биохимии растений СО РАН, монгольские организации – институт химии и химической технологии Монгольской академии наук, а также институт ботаники Монгольской академии наук.