Молдавско-сибирский соловей
Вот и покатились юбилеи в нашем музыкальном театре, один за другим. Немного грустно, что прошла молодость, но эта грусть светла, когда за плечами не только прожитые годы, но и большая жизнь, полная открытий, сбывшихся, а порою несбывшихся, надежд, выросших детей и, конечно, творчества.
Солисту Иркутского музыкального театра заслуженному артисту РСФСР Виктору Лесовому исполнилось 65 лет, хотя в это верится с трудом: всё так же строен, подтянут, всегда в хорошей вокальной и сценической форме, его красивый тенор звучит по-прежнему завораживающе, покоряя наших зрителей.
А 35 лет назад в декабрьскую стужу с синеглазой красавицей женой-пианисткой и маленьким сыном из благодатной Одессы они появились в нашем театре музыкальной комедии. Молдаванин, выпускник Одесской консерватории, он не побоялся сибирский морозов и сразу впрягся в работу. Дебют Виктора Лесового в роли Альфреда в оперетте Штрауса «Летучая мышь» покорил всех. Эту партию он пел один в течение четверти века, и в новой постановке «Летучая мышь» (2009 г.) артист вновь играет этого героя.
За роль озорного гармониста Пчёлки в популярной в те годы комедии «Стряпуха» (эту роль в фильме играл Владимир Высоцкий) он получает звание лауреата на молодёжном региональном фестивале «Молодость. Творчество. Современность».
Обаяние, чудный голос, какая-то мужская харизма (модное нынче слово) – всё было у начинающего артиста. Роли следовали одна за другой. Сколько их было за эти годы, порой и не припомнишь! Где-то 150, а возможно, и больше.
Вокальные партии оттачивал даже дома под руководством опытного музыканта, своей жены. Для этого была осуществлена их мечта: в доме появился кабинетный рояль. Полюбоваться на своего сына из дальнего молдавского села приезжала и мама, она всегда верила, что её Витька-артист – так звали его в селе – станет большим признанным певцом.
В обширном репертуаре солиста как оперные партии в спектаклях «Травиата» Верди, «Паяцы» Леонкавалло, «Дон Паскуале» Доницетти, «Евгений Онегин» Чайковского, так и многочисленные роли в опереттах Кальмана, Штрауса, Легара, Оффенбаха, Дунаевского, Александрова, Милютина. Не чужда солисту и рок-музыка, он замечательно поёт в рок-опере «Юнона» и «Авось».
Играет ярко, сочно, восхищая необыкновенной органикой и в лирических ролях (Адоляр в «Весёлой вдове»), и в комических (Дьяк Афанасий Иванович в «Сорочинской ярмарке», Яшка-артиллерист в «Свадьбе в Малиновке», дед Захар в «Бабьем бунте»). Несомненной удачей певца стала партия Ленского в «Евгении Онегине», где артист покоряет глубиной исполнения, настоящим bell canto. До постановки в театре он успешно пел эту партию в концертном исполнении на сцене Дома актёра.
У Виктора Лесового колоссальный концертный репертуар. Целые циклы посвящены песням военных лет, городу Иркутску. Он замечательно поёт русские, украинские, итальянские песни. Солист неизменный участник всех концертных программ как в театре, так и на других сценических площадках Приангарья. Певец пропагандирует классическую музыку и поэзию русских и зарубежных композиторов и поэтов, много выступает на благотворительных концертах перед ветеранами войны и труда, на вечерах украинского землячества Иркутской области. В его исполнении звучат сложнейшие арии из опер русской и зарубежной классики.
Творчество артиста получило заслуженную высокую оценку музыкальной критики и зрителей. Конечно, появились и поклонницы его таланта, которые встречали после спектакля не только в Иркутске, но и в городах, где гастролировал театр. Помню, одна из них в Нижнем Новгороде (тогда городе Горьком) признавалась мне, что не пропускает ни одного его спектакля и готова следовать за ним хоть на край света. Ну что же, «все мы кого-то любили, значит, любили и нас…». Но семья была для него всегда на первом месте. Своей Татьяне, жене и соратнице, он посвящал романсы и целый цикл программ «Ах, это старое танго!». Один из романсов так и называется – «Татьяна». Выросли сыновья, растут внуки-сибиряки.
Артист передаёт своё мастерство молодому поколению исполнителей как в театре, так и на кафедре классического вокала института культуры и искусств Сибирской академии права и управления. Без сомнения, Виктор Лесовой внёс большой вклад в развитие и пропаганду театрального и музыкального искусства Иркутска, города, к которому он прирос душой. Только иногда, а теперь всё чаще, вспоминается Молдавия, и тогда он берёт книгу о своём родном крае, вновь и вновь перечитывает, вдыхая аромат детства.
С юбилеем вас, Виктор Васильевич, наш молдавско-сибирский соловей!