Красивая как монстр
Студентка-четверокурсница Иркутского педагогического колледжа Алёна Попова вместе со своим научным руководителем Галиной Витальевной Горбенко провела небольшое исследование на тему любимых героев младших школьников. Подводя итоги своей работы, девушка пришла к выводу, что никто из участвовавших в опросе 110 человек не назвал литературного персонажа. В основном это были герои американских комиксов. Подробности в нашем материале.
В своём исследовании мы решили обратиться к теме любимых героев у младших школьников. Кто, как не они, могут ответить на этот вопрос и рассказать о герое, который им по душе?
Ведь у детей 7–10 лет в голове мелькают образы из сказок и мультиков, а сейчас ещё и компьютерных игр. На этих сказочных и нереальных героев они смотрят, им подражают, их любят. На них хотят быть похожими… И очень важно знать, кто эти герои, с какими ярко выраженными качествами, какова их сущность, какие ценности они в себе несут. Это очень важные вопросы применительно не только к исследовательской части, но и к воспитанию подрастающего поколения. Для проведения качественного исследования мы использовали следующие качественные и количественные методы: исторический метод, методы системного и сравнительного анализа, количественные (групповой анкетный опрос, методы описательной статистики) способы сбора и обработки данных.
Базой исследования являлось МБОУ Иркутска СОШ № 3, количество респондентов – 110 человек, среди них девочек – 54, мальчиков – 56, возраст – от 7 до 10 лет. Детям было задано всего восемь вопросов, из них три первых отражают пол, возраст и класс, далее в иерархическом порядке следуют два вопроса, которые отражают ценностные характеристики любимого героя. Другие три вопроса уточняют данные характеристики.
На вопрос анкеты «Как зовут твоего любимого героя?» ответы респондентов-мальчиков распределились следующим образом: 6 человек отдают предпочтение Человеку-пауку, герою американских комиксов; 4 – Железному человеку, он же Тони Старк; 9 человек отдают предпочтение Микки Маусу, Коту в сапогах, Молнии Макквину. Для других значимы такие герои, как Уткадив, Губка Боб, Скуби Ду и другие. Отвечая на вопрос, почему нравится именно этот персонаж, дети выделяют следующие причины: он смешной, сильный, добрый, смелый. 79% опрошенных хотят быть похожими на своего любимого героя, 18% – нет. Не хотят прежде всего из-за качеств, которые сами выделяют как наиболее значимые, например, «он смешной», но не хотят быть сами смешными. 3% не дали ответа на данный вопрос.
Любимые герои, а вернее, героини девочек – это, несомненно, феи Винкс («Клуб Винкс: школа волшебниц» – «Winx Club») из итальянского мультсериала. В нём повествуется о приключениях девушек-фей, которые однажды объединились по воле судьбы. Далее идут Френки, представитель нового культового фильма «Монстры Хай», девочки-монстры. За ними – персонажи, наименее значимые для девочек, такие как Минни, Губка Боб, Ариэль и так далее. Для героев, которых выбирают девочки, наиболее популярны личные качества – добрая, умная, волшебная, отважная. 77% хотят быть похожими на героев, 13% – нет, 10% не ответили на данный вопрос.
Анализируя проведённое исследование, мы приходим к выводу о том, что такая категория, как любимый герой, представлена в основном американскими героями комиксов, это Человек-паук, волшебницы Винкс, Железный человек, девочки Монстры Хай, Черепашки-ниндзя, Скуби Ду и многие другие. Характерной особенностью данного выбора служит то, что среди названных персонажей нет ни одного героя из созданных в нашей стране мультфильмов, народных сказок. Данная диспозиция является отражением существующих культурных образцов, хотя определённый крен в сторону американизации персонажей несколько настораживает.
Наиболее значимые качества для детей – это доброта, красота, ум, отвага, при этом наблюдается определённая иерархичность качеств в зависимости от возраста детей. Если в восемь лет существует некая разрозненность в данных представлениях, то к девяти-десяти годам появляется система, превращающаяся в набор определённых качеств, которыми респонденты наделяют любимого героя, таких как умный(ая), красивый(ая), добрый(ая). Интересны характеристики «удивительная, успешная, дружелюбная, позитивная», которые встречаются среди сверстников достаточно редко. Все перечисленные качества, приписываемые детьми героям, в целом положительные и не несут отрицательных смыслов. Порядка 70% опрошенных хотят быть похожими на своих героев.
Резюмируя данное исследование, мы можем сказать следующее: дети не делят своих героев на добрых и злых, они в целом оценивают их по привлекательности, душевной, физической, и выбирают не по поступкам, а опять же по определённой шкале ценностей, свойственной сегодняшней действительности. В целом хочется отметить, что мы открыли для себя ряд героев, о которых даже не слышали, не читали и не имели представления.
Итогом же проведённого исследования служит то, что никто из детей не назвал ни одного героя из книг или же какого-то реального героя. Это свидетельствует о том, что дети мало читают художественной и публицистической литературы, а родители не стремятся им в этом помочь, аргументируя чрезмерной занятостью детей.
На вопрос анкеты «Как зовут твоего любимого героя?» ответы респондентов-мальчиков распределились следующим образом:
6 человек отдают предпочтение Человеку-пауку, герою американских комиксов; 4 – Железному человеку, он же Тони Старк; 9 человек отдают предпочтение Микки Маусу, Коту в сапогах, Молнии Макквину.
Для других значимы такие герои, как Уткадив, Губка Боб, Скуби Ду и другие. Отвечая на вопрос, почему нравится именно этот персонаж, дети выделяют следующие причины: он смешной, сильный, добрый, смелый. 79% опрошенных хотят быть похожими на своего любимого героя, 18% – нет. Не хотят прежде всего из-за качеств, которые сами выделяют как наиболее значимые, например, «он смешной», но не хотят быть сами смешными. 3% не дали ответа на данный вопрос.