«Хочу показать нашу молодёжь»
Накануне гастролей ансамбля солистов Губернаторского симфонического оркестра в Санкт-Петербурге «СЭ» поговорил с его руководителем и главным дирижёром Илмаром Лапиньшем.
В начале июня в Иркутске с успехом прошёл фестиваль искусств «Культурная столица», организованный при поддержке администрации Иркутска и ОАО «ЕвроСибЭнерго». Вдохновителями проекта выступили иркутяне и петербуржцы, протянувшие культурные связи между двумя столицами – Восточной Сибири и городом на Неве. Так благодаря сотрудничеству фестивального центра «Байкал XL» и арт-салона «Невский, 24» летом Иркутск посетили сразу несколько творческих групп из Санкт-Петербурга. Теперь пришло время нанести ответный визит – с 31 октября по 7 ноября уже сибирские коллективы, в рамках презентации проекта, будут демонстрировать северной столице свои творческие достижения. Одним из таких коллективов, которым по праву гордится Иркутск, станет Губернаторский симфонический оркестр во главе с заслуженным деятелем искусств РСФСР Илмаром Лапиньшем.
Вечер среды. На сцене филармонии идёт репетиция Губернаторского оркестра, и музыка разносится по холлу и залам. В этой обстановке и начинается наша беседа с Илмаром Лапиньшем, чьё имя давно известно иркутским ценителям музыки. «Если бы я не был музыкантом, то был бы журналистом, – вдруг неожиданно отмечает он в середине беседы. – Я учился в Ленинграде и работал внештатным автором на латвийском радио. Апогей моей журналистской деятельности – часовая передача на «Радио Свобода», в рамках которой я знакомил публику с представителями русской музыки. Брал интервью, как вы сейчас». Но музыка оказалась важнее. В результате выбор привёл Лапиньша в Иркутск, где с 2009 года он руководит Губернаторским симфоническим оркестром, который совсем недавно начал свой очередной филармонический сезон. С этим и был связан первый вопрос «СЭ»:
– Какие планы у вас, и чем вы будете удивлять иркутских слушателей в новом сезоне?
– Нельзя, наверное, часто удивлять, иначе всё воспринимается как должное. У нас было в этом году открытие, на котором выступала солистка на маримбе, самая лучшая исполнительница на ударных сегодня в России, тувинка Байлак Монгуш. Это было потрясающе. В России столько народов, и каждый может чем-то удивить. Она играет с потрясающей точностью – так быстро, что не уследить глазами, при этом совсем не ошибается. Её выступление стало первым, на что стоило обратить внимание. Сейчас у нас работает очень хороший дирижёр из Петербурга – Михаил Голиков. Затем приедет ещё наш друг – Лиор Шамбадал. Кроме этого, в ноябре мы исполним «Реквием» Моцарта. Интересно это тем, что солисты и хор, который будет выступать, – все иркутяне.
– Иркутск – город с одной стороны довольно большой, а с другой – провинциальный. Вы знакомы с местной публикой, она в состоянии оценить талант и профессионализм?
– Иркутскую публику я знаю больше 40 лет. В советское время у меня здесь прошёл 41 концерт, и иркутяне мне хорошо знакомы. Иркутск для меня один из самых интеллигентных городов России. То, что здесь были декабристы, сильные диссидентские течения, наложило свою печать. Не каждый город может гордиться Денисом Мацуевым и Виктором Третьяковым – победителями конкурса Чайковского. Это о многом говорит. Добавьте Леонида Гайдая, Валентина Распутина, Марка Сергеева, не говоря об Александре Вампилове. Поэтому у местной публики есть потребность приходить на концерты. Публика разбирается в музыке, и в зал филармонии загонять людей нужды нет – он и так полон.
– Зарубежные гастроли будут?
– У нас загадывать сложно, даёт знать о себе непростая экономическая ситуация.
– А политическая ситуация как-то отражается на музыкантах и гастролях? Нет опасений, что с завершением 2014 – Года культуры в России – продвигать творческие проекты станет сложнее?
– Я отвечу одним примером. В 90-е годы я работал в Югославии. С началом войны перебрался в Вену – была такая возможность. И там я много сотрудничал с российским посольством, которое как-то организовало концерт против войны в Югославии. На нём собралось много людей – представителей стран-противниц: Сербии и Хорватии. Они воевали друг с другом, хотя говорят на одном языке – сегодня это опять повторяется на Украине. Так вот, был огромный зал, я вёл концерт на русском, сербо-хорватском и немецком языках. Так получилось. И на этом концерте выступала солистка Венской оперы – Оливера Милякович. Сербка по национальности и гордость Венской оперы. Я объявлял программу и спросил у неё: «Вы будете петь югославскую народную песню?», имея в виду, конечно, сербскую песню. Выйдя на сцену, она вдруг сама объявляет: «Хорватская народная песня». Сербка во время войны сербов с хорватами. Зал замер. Когда концерт закончился, посол России мне сказал: «Знаешь, Илмар, эта певица для прекращения войны сделала намного больше, чем все дипломаты вместе». Так что у нас есть миссия – с помощью музыки объединять людей, и мы должны ей следовать. Ну что, есть у нас противоречия с Польшей – не играть теперь Шопена? Появилась напряжённость с Германией – долой Бетховена? Наоборот, мы должны делать всё для нормализации отношений.
– Сегодня культура финансируется слабо. Но в том же Иркутске всегда была сильная традиция меценатства. Сегодня она сохранилась?
– В Иркутске есть общества меценатов, много делает Денис Мацуев, который собирает деньги для молодых иркутских музыкантов. Не знаю, существует ли подобная практика в других городах – даже если и существует, то не настолько распространённая. Здесь уже все дети играют на нормальных инструментах, а это важно. Результат проявится через десять лет. У нас, к сожалению, нет музыкального вуза. В результате выпускники местного училища уезжают. Все лучшие перебираются в Москву, Петербург и там остаются. Что можно сделать с этим? Я собираю музыкантов по всему свету. У нас сейчас в составе есть двое ребят из Монголии, валторнист из Узбекистана.
– Они не боятся сюда ехать? Для вас Иркутск – культурная столица, а для большинства – Сибирь.
– Наш оркестр за пять лет очень вырос и поднялся. К сожалению, зарплаты музыкантов не соответствуют этому уровню. Сегодня наши музыканты играют лучше, чем красноярские или новосибирские, но получают почти вполовину меньше. Поэтому их пытаются забрать другие оркестры, переманивая зарплатой. К нынешнему моменту я знаю троих музыкантов, которым предлагают ощутимо большие деньги. Одному артисту предложили вместо его 35 тысяч здесь 80 в другом городе. Но он не уехал, потому что мы занимаемся музыкой. Сейчас есть такая молодёжь – ею могли бы гордиться и Москва и Петербург. Я боюсь даже сглазить.
– Это удача или самородки?
– Это моя работа – искать их повсюду. Я услышал про Байлак Монгуш. Связался с ней и сказал, что хочу, чтобы она с нами работала. Тогда она говорила, что не может, живёт в Туве. Потом приехала, увидела оркестр. И сейчас уже думает над предложением. Я молю Бога, чтобы она согласилась.
– Вы сказали, что пока гастроли – сложный вопрос. Но в Санкт-Петербург в рамках фестиваля «Культурная cтолица» оркестр поедет точно. Как вы готовитесь к этой поездке?
– Конечно, там особая публика. Атмосфера отличается от московской. В Питере я прожил восемь лет, окончил два факультета консерватории. Я хотел показать нашу молодёжь. Всего в Петербург поедет 15 человек. Они будут показывать своё мастерство.
– Как сами музыканты относятся к этой поездке: для них это рядовые гастроли?
– Нет, конечно. Это не рядовые гастроли. Это демонстрация Иркутска избалованной петербургской публике, а она, конечно, такова. У нас будет выступать очень талантливый кларнетист, известный даже в Берлине, Данила Янковский, – сегодня он один из лучших в мире. Будет и выпускник Санкт-Петербургской консерватории, монгольский гобоист нашего оркестра, Гомбо Ганбаатар. Ну, в конце концов, я, для меня это не чужой город. В Ленинграде залы были полны всегда – моя фамилия там чуть-чуть известна.
– Это будет ответный визит Иркутска в Санкт-Петербург. Летом питерские музыканты приезжали в Иркутск также в рамках «Культурной cтолицы». Иркутяне участвовали в концерте рогового оркестра, но теперь уже они поедут на фестиваль, что будут играть?
– Я был на репетиции рогового оркестра. Впечатление осталось очень хорошее – великолепное даже. Профессионализм высочайшего порядка. Это очень специфическая ниша, но её можно с гордостью везде показывать. Иркутские музыканты покажут в Петербурге более классическую программу. Я буду вести концерт и дирижировать два фрагмента выступления.
– В целом для вас важно, что вы окажетесь в Петербурге в рамках фестиваля «Культурная cтолица», а не самостоятельно?
– Это также связано с программой фестиваля. Традиция меценатства живёт и развивается, «Культурная столица» – подтверждение этому. Здорово, что то же «Иркутскэнерго» помогает развитию таких проектов и творческих идей.
– Как вы считаете, спонсорство фестивалей и логотип на афише может как-то повлиять на интерес публики?
– Спонсор может дать деньги, но от этого ты не станешь лучше играть. Мы на самом деле очень счастливые люди – мы занимаемся работой, которая приносит удовольствие. Музыка для меня второй мир, в котором мы убегаем от первого. И, я думаю, для публики тоже.
– Не боитесь, что, показав своих талантливых музыкантов в cеверной столице, вы рискуете их потерять?
– Надеюсь, нет. У нас большие планы. Сейчас в оркестре выступают четыре музыканта международного уровня. Если Байлак Монгуш согласится к нам присоединиться – она будет пятой. Я говорил с директором нашей филармонии, который очень хорошо нас понимает: мы будем действовать как московская филармония, отправлять этих людей на гастроли. Сначала по Сибири, потом за её пределы, чтобы их мастерство росло. Кроме того, у нас есть хор при губернаторском оркестре, я горжусь им, считая его своим детищем. Но нужно, чтобы в Иркутске появился ещё большой оркестр русских народных инструментов и оперный театр. Это моя мечта.
– Для города с 600-тысячным населением это много или в самый раз?
– В самый раз. Я понимаю, что не только музыканты уезжают в столицу – таких людей очень много. Но отток ведь из города будет продолжаться всегда. Когда-нибудь люди начнут возвращаться, и нужно сделать так, чтобы их возвращение стало комфортным.