издательская группа
Восточно-Сибирская правда

«Это был настоящий праздник»

  • Автор: Василий КАСАТКИН

Владимир Клюев сегодня если и бывает на Красноярской ГЭС, то уже только в качестве почётного гостя. Но именно он был среди тех, кто увидел и прочувствовал, как задышала станция, когда завертелись турбины её первых гидроагрегатов 47 лет назад.

Те ноябрьские дни навсегда отложились в памяти. Владимир Абрамович работал дежурным инженером подстанции ОРУ-220 кВ. Был молодым специалистом, едва перешагнувшим 30-летний возраст. Как и тогда, Владимир Клюев, теперь уже ветеран производства, уверен, что ему повезло. Ведь его юность совпала с грандиозными событиями в жизни не только Красноярья, но и всей страны – масштабной комсомольской стройкой на Енисее. В начале ноября 1967 года он стал участником пуска двух первых гидроагрегатов самой крупной в то время в мире гидроэлектростанции. Такое не забывается.

– Свой путь к профессии гидро-энергетика начал издалека, но шёл к цели настойчиво. Почему-то манила эта дорога, – рассказал о своей судьбе ветеран. – Я уроженец Иркутской области. После окончания школы поступил в Ангарское техническое училище на специальность «Оборудование промышленных предприятий». Затем прошёл армейскую службу и по возвращении устроился работать на ангарском химкомбинате. Параллельно учился во Всесоюзном заочном политехническом институте в Москве. Благодаря той учёбе впервые приобщился к промышленной энергетике. Закончив вуз в 1965 году, ещё пару лет проработал в иркутском электросетевом хозяйстве. А душа рвалась к чему-то новому.

И Владимир Абрамович нашёл в себе силы сделать поворот в жизни: попросился на Красноярскую ГЭС. Станция ещё возводилась, стройка гремела на весь Союз. Рвение молодого энергетика не осталось незамеченным. Валентин Иванович Брызгалов, в то время главный инженер станции, принял Клюева в коллектив гидроэнергетиков дежурным инженером подстанции ОРУ-220 кВ. 

– Ноябрьские события 1967-го стали для меня определённой вехой, своеобразной точкой отсчёта в профессии, – отметил Владимир Абрамович. – Помню, день пуска первого агрегата оказался довольно прохладным. Пробивался снежок. Но на холод тогда вряд ли кто на станции обращал внимание. На предприятии зарождался свой календарь – производственный. У нас на подстанции ОРУ-220 кВт собрались строители, специалисты. Торжественная обстановка царила на всей станции. 

В какой-то момент люди замерли в ожидании – в сеть включался первый гидрогенератор. Дело было очень ответственным: операция выполнялась вручную. Требовались точные, выверенные действия, чтобы синхронизация работы генератора с сетью прошла гладко, без сбоев. В противном случае оставался риск повреждения силовой машины. И всё получилось. 

На подстанции раздался громкий щелчок – воздушный выключатель сработал  штатно. Первый гидрогенератор был включён в сеть и поставлен под нагрузку, станция начала вырабатывать электроэнергию. Это был настоящий праздник – не только в торжестве митингов, но прежде всего в душах всех тех, кто приложил массу усилий, не считал бессонных ночей в производственных сменах и на строительных площадках. 

Настрой был боевым, продолжил рассказ Владимир Клюев. Коллектив станции как одна команда. Подавляющее большинство – молодёжь. Средний возраст и гидростроителей, и энергетиков-эксплуатационников был в пределах 25 лет. Глаза горели, люди искренно жили производственными победами.

Хотя начало складывалось непросто. Эксплуатация двух первых гидроагрегатов время от времени выявляла проблемные участки в работе оборудования, тем более что во многом оно было уникальным. Специалистам приходилось постояннно осваивать новое, учиться быстро вникать в суть возникавших проблем, грамотно ставить технические диагнозы и устранять дефекты. Неудивительно, что именно на Красноярской ГЭС ковались кадры для дальнейшей работы на других электростанциях, том числе Саяно-Шушенской, Хантайской, Нурекской.

Владимир Клюев в своей профессии тоже не стоял на месте. С должности инженера подстанции шагнул дальше – стал на своём производственном участке мастером. Затем был назначен начальником смены машинного зала, а позднее – дежурным инженером станции. Закончил производственный путь заместителем начальника оперативно-эксплуатационного цеха. За трудовой вклад награждён бронзовой медалью ВДНХ. А как участник служебных командировок во Вьетнам в конце 1980-х годов для поддержки персонала местной ГЭС «Хаобинь» в технических вопросах Клюев получил почётную вьетнамскую награду за персональный вклад в отраслевое международное сотрудничество. 

– Помнится, ещё в 1974 году пришлось изрядно поволноваться во время одной из смен, – не стал скрывать Владимир Абрамович. – Была новогодняя ночь. Мы сменили коллег, наше дежурство началось с полуночи. Все системы работали штатно. Ничего не предвещало проблем. И вдруг, совершенно внезапно, запрыгали стрелки на приборах, в машзале поднялся гул – неприятный такой, неровный. Дело могло закончиться аварийным отключением работающего гидрогенератора. Удержать параметры в нужных диапазонах не получалось. Приборные стрелки продолжали плясать. И только запустив в работу ещё один генератор, удалось погасить качания в энергосистеме. 

С тех пор, отметил ветеран, на станции многое изменилось. На службе теперь оборудование нового поколения. Завершается масштабная реконструкция в основном производстве – обновлено оборудование на подстанциях ОРУ-220 кВт, завершаются работы на ОРУ-500 кВт, на гидроагрегатах. Производственные процессы автоматизируются, значительно выросла надёжность работы оборудования, заметно увеличены межремонтные периоды. 

– Приятно видеть такие перемены, – улыбнулся Владимир Абрамович. – Можно только порадоваться за молодых коллег, для которых эксплуатация оборудования становится более комфортной, чем в прежние времена. Но главное – на станции сохранилась высочайшая ответственность в работе каждого сотрудника, сохраняются лучшие производственные традиции, зарождавшиеся почти полстолетия назад. От всей души хочется пожелать коллективу Красноярской ГЭС успешной безаварийной работы!

Читайте также

Подпишитесь на свежие новости

Фоторепортажи
Мнение
Проекты и партнеры