Розница шагнула вверх
«Иркутскнефтепродукт» (дочерняя структура «Роснефти»), переждав, пока топливный ажиотаж в Иркутске утихнет, вчера повысил цены на топливо на своих заправках. Бензин марок АИ-92, АИ-95 и АИ-98 подорожал на 50 копеек за литр, а дизельное топливо – сразу на 3 рубля. В то время как аналитики отмечают снижение оптовых цен на нефтепродукты, на прошлой неделе руководитель Иркутского УФАС Валентина Заморина выступила на брифинге перед журналистами телеканалов с обоснованием, почему в Приангарье, несмотря на наличие нефтеперерабатывающего завода АНХК, такие высокие цены на топливо.
Плановые ремонты на крупных НПЗ завершились, и очереди на АЗС в южных территориях Иркутской области иссякли. Топливный ажиотаж закончился так же скоро, как и начался, хотя в минувшую пятницу компания «КрайсНефть» продавала бензин марок АИ-95 и АИ-98 в Иркутске только на одной АЗС, сообщают «Сибирские новости». В Ангарске бензин отпускается на всех АЗС этого бренда без ограничений, заправки снабжены топливом из запасов. Дать прогноз, когда бензин полностью появится в Иркутске, в компании не смогли.
Две недели назад, когда задача наполнить бак вдруг оказалась не такой простой, как обычно, многие автомобилисты опасались, что так называемый топливный кризис приведёт к росту цен.
В понедельник, сообщают информационные агентства областного центра, стоимость топлива на своих заправках повысило ЗАО «Иркутскнефтепродукт»: бензин АИ-92 теперь стоит 35,2 рубля, АИ-95 – 35,2 рубля, АИ-98 – 38,5 рубля за литр. Все марки подорожали на 50 копеек. Цены на дизельное топливо и вовсе подскочили сразу на 3 рубля – до 39,1 рубля за литр.
По последним данным Росстата, 20 октября средняя цена на автомобильный бензин в Иркутске составила 35,74 рубля, на дизель – 36,25 рубля за литр. По первому показателю столица Приангарья уступает лишь Кызылу и Чите, где бензин дороже примерно на 2 рубля, по второму – только столице Тывы.
На прошлой неделе руководитель Иркутского УФАС Валентина Заморина выступила с объяснением ситуации на розничном рынке нефтепродуктов в нашем регионе. Поводом для этого стал всплеск обращений граждан в антимонопольную службу с жалобами на возросшую стоимость горючего. В качестве аргумента против повышения цены на бензин люди проводят наличие в регионе НПЗ Ангарской нефтехимической компании (входит в структуру «Роснефти»).
Как пояснила Валентина Заморина, АНХК оказывает услуги по переработке нефти и не имеет права формировать цены на продукты её переработки и на их продажу. «Роснефть» доводит до компании разнарядки отправки бензинов по территории области и Дальнего Востока. К тому же бензин для Ангарской НХК – лишь один из продуктов производства, в отличие от Ачинского НПЗ, специализирующегося на выпуске топлива. По информации ведомства, которое в прошлом несколько лет оспаривало ценовую политику «Роснефти» в судах, «формирование хозяйствующим субъектом оптовой и розничной цены усредняется исходя из стоимости закупки топлива, его доставки и иных затрат, связанных с хранением ГСМ на нефтебазах и работой АЗС, АЗК». Средняя стоимость транспортировки бензина в Иркутскую область составляет более 1,9 тысяч рублей за тонну. Увеличение стоимости доставки в августе в сравнении с январём этого года (1186 рублей) составило более 38%. Это связано, в частности, и с остановкой Ачинского НПЗ после пожара нынешнем летом.
Кроме того, биржевая цена постоянно растёт, утверждают в УФАС, и по состоянию на 23 октября цена бензина АИ-92 составляла 40 280 рублей за тонну. Между тем аналитики топливного рынка полагают, что в крупнооптовом сегменте цены в связи с окончанием ремонтов на крупных НПЗ, напротив, снижаются, и это движение уже можно назвать тенденцией. Самые существенные корректировки наблюдаются на бензин марки Регуляр-92. Цена на Премиум-95 остаётся без изменений, а у некоторых участников рынка она понижается, говорится в сообщении «ОМТ-Консалт».
Валентина Заморина не исключает, что отдельные розничные продавцы ГСМ могут спекулировать на перебоях с поставками топлива, завышая цены. «Наше Управление готово проводить по таким фактам расследования. Но для этого нужно заявление с конкретным адресом АЗС и с приложением чека, – цитирует главу Иркутского УФАС пресс-служба. – Вот последнее заявление от гражданина: он спрашивает, почему в Тулуне и в Москве цена литра АИ-92 практически одинаковая, а в Усть-Илимске на 3 рубля больше. Что можно ответить заявителю? Естественно – затраты на бензин в северных территориях всегда выше».