Дорожная карта ведёт к Ковыкте
Жители Жигалова скоро получат природный газ с Ковыкты – строительство газопровода, по которому «голубое топливо» придёт в посёлок, должно быть завершено в течение 2015 года, заявил заместитель Председателя Правления ОАО «Газпром» Валерий Голубев. В минувшую среду на совместном заседании рабочих групп «Газпрома» и Правительства Иркутской области по газификации региона обсуждали обоснование инвестиций комплексного проекта газоснабжения южных районов Приангарья и корректировку Генеральной схемы газификации всей области.
Полгода назад правительство Приангарья и «Газпром» подписали трёхлетний план – программу совместных действий для создания системы добычи, транспорта, переработки и потребления природного газа в Иркутской области. На прошлой неделе представители региональной власти, муниципалитетов и бизнеса встретились с руководством и экспертами государственной компании, чтобы рассмотреть несколько важных вопросов.
Первый и самый значимый – результаты «Обоснования инвестиций комплексного проекта газоснабжения южных районов Иркутской области, в том числе создания газоперерабатывающих и газохимических мощностей». Институт «ВНИПИгазодобыча» актуализировал информацию по возможному потреблению природного газа в этой части региона и разработал несколько наиболее вероятных сценариев. По расчётам специалистов, потребление может составить от 2,3 до 2,9 млрд кубометров в год, что фактически совпадает с умеренным сценарием, предложенным в 2009 году. Наиболее крупные потенциальные потребители на юге – «Саянскхимпласт» (973 млн кубометров), АНХК (от 600 млн до
1 млрд кубометров), Ангарский туковый завод (700 млн) и «Иркутскэнерго» (400 млн). Наиболее оптимальный маршрут, по которому газ Ковыктинского месторождения можно доставлять на юг региона, по мнению экспертов института, проходит через посёлок Жигалово в Саянск, затем в Ангарск и Иркутск с размещением газохимического производства на площадке «Саянскхимпласта».
В Жигалово, где уже создана внутрипоселковая газораспределительная система, газ придёт уже в следующем году, заявил Валерий Голубев. Тем более что и магистраль на участке от Ковыкты до населённого пункта почти построена – осталось сделать «буквально мелочи», отметил зампредправления «Газпрома». Газификация Жигалова покажет, как поведёт себя инфраструктура в суровых северных условиях, насколько стабильно будет она работать при зимних температурах ниже 40 градусов.
А дальнейшее развитие газотранспортной системы напрямую зависит от создания крупных потребителей газа, в чём должна помочь работа, проводимая руководством региона. Расчёты ОАО «ВНИПИгазодобыча» показали, что при поставках сырья, богатого так называемыми жирными фракциями, необходимыми газохимии, также появляется возможность поставлять большие объёмы метана, потребление которого на юге пока не сформировано. «Работу будем продолжать», – констатировал Валерий Голубев.
В частности, речь идёт о дальнейшем обустройстве Ковыкты, которая сейчас находится в стадии опытно-промышленной разработки. Напомним, запасы месторождения по категории С1+С2 составляют более 2,5 трлн кубометров, но находятся эти богатства довольно далеко от потенциальных переработчиков. «Учитывая расположение Ковыктинского месторождения, до любой точки, которая может принять её газ – взять Ангарск или Саянск, – около 400 км, – комментирует первый заместитель председателя правительства Иркутской области Николай Слободчиков. – Это транспортное плечо серьёзно влияет на экономику проекта». Однако газопровод – не самоцель, а труба – не единственная возможность транспортировки газа, напомнил чиновник: существует ещё ряд практических способов привести газ к той точке, где он нужен, в том числе за счёт самого инвестора.
И если югу региона нужно сырьё для производства продуктов с высокой добавленной стоимостью, например полимеров, то для севера области газ означает перевод котельных на более экономичное «голубое топливо» и ликвидацию энергодефицита. Правительство региона рассматривает возможные проекты создания газовой генерации, отметил Николай Слободчиков. Это помогло бы обеспечить электро-энергией северные районы, которые в ней нуждаются уже сегодня, например золотодобывающий Бодайбинский. Впрочем, потребность в дополнительных энергомощностях есть и на юге. «Мы, безусловно, будем продвигать проект второй теплоэлектроцентрали в Иркутске», – сообщил Слободчиков. Этот вопрос также обсуждался на данном совещании при участии вице-мэра столицы Приангарья Антона Логашова.
И «Газпром», и региональное правительство не исключают поставку сжиженного природного газа потребителям автотранспортом. После того как газ придёт в Жигалово, говорит Николай Слободчиков, предстоит заняться участком дороги до Качуга. Если реконструировать примерно 130 км, регион получит магистраль для подвоза газа на юг. Что, в свою очередь, даст возможность обеспечить экологичным топливом Байкальск и перспективные проекты особой экономической зоны в Слюдянском районе.
Пропан-бутановая фракция и компримированный газ могут использоваться и как моторное топливо. В Генеральной схеме газоснабжения и газификации Иркутской области этой теме посвящена отдельная программа. Опыт Братска, где на компримированный газ переведены муниципальные автобусы, показывает, что такое топливо на 30% выгоднее, чем дизель, и даёт существенную экономию. Кроме городского транспорта, «голубым топливом» можно заправлять многочисленные суда, курсирующие по Байкалу и другим водным артериям, а также большегрузные автомобили.
Участники совещания обсудили ещё один интересный, по словам Валерия Голубева, документ, разработанный по инициативе губернатора региона Сергея Ерощенко, – Дорожную карту, которой предлагается руководствоваться в совместной работе области и «Газпрома». Она включает различные направления использования экономического, образовательного и социального потенциала Иркутской области в проектах компании в Восточной Сибири – по освоению Ковыктинского месторождения и по строительству магистрального трубопровода «Сила Сибири». Дорожная карта предполагает использование мощностей промышленных предприятий, подрядчиков, учебных заведений Приангарья. «Возможностей много, и потребности огромные, особенно в кадрах, – пояснил Голубев. – Везти всех из европейской части сюда просто не представляется возможным».
Подводя итоги совещания, Николай Слободчиков заявил: правительство считает, что результаты встречи позволяют вести работу по газификации области в нескольких направлениях. «Мы видим увеличение потока инвесторов для создания конкретных производств, основанных на использовании газа. Сегодня министерство экономического развития получает до пяти предложений в месяц не только с российского, но и с международного рынка – как из Азии, так и из Европы», – заключил чиновник. «Сейчас и у «Газпрома», и у правительства области есть точное представление, в каком состоянии находится энергетический комплекс Приангарья, какие задачи существуют и что нужно сделать для их решения», – подчеркнул Валерий Голубев.