Губернаторский оркестр глотнул харбинского кислорода
Иркутский губернаторский симфонический оркестр вернулся с восточных гастролей – коллектив выступал в китайском Харбине. Впечатления у обеих сторон, принимающей и выступающей, остались самые благоприятные. Было подписано соглашение о сотрудничестве между двумя коллективами, и уже осенью Иркутск с официальным визитом посетят музыканты Харбинского симфонического оркестра.
– Меня пригласили посетить Харбин в апреле, – рассказывает главный дирижёр Иркутского губернаторского симфонического оркестра Илмар Лапиньш. – Позиция властей города такова – Харбин должен быть почти русским городом, ведь его история тесно связана с русской эмиграцией. Они также заметили, что в оркестре должны играть русские музыканты и главный дирижёр тоже должен быть из России. Я приехал на концерт, а мне тут же предложили руку и сердце. Но я сказал, что из Иркутска никуда не уеду и предложил им просто дружить. Я пригласил друзей из Харбина посетить наш юбилейный весенний концерт, харбинцы остались в восторге и весь наш оркестр пригласили на харбинский музыкальный фестиваль.
К сожалению, оркестр не смог выехать всем большим коллективом. Харбин посетила творческая делегация из десяти человек – 9 музыкантов и директор филармонии. Были сыграны три концерта – два камерных и один симфонический, наши музыканты играли на первых пультах. Жители Харбина услышали Симфонию № 6 Чайковского; «Концертанту для духовых и оркестра» Моцарта; Дивертисменты 1 и 3 Моцарта; «Юмореску» Дворжака; «Нонет» Прокофьева; «Пиццикато-польку» Штрауса; «Менуэт» и «Экосез» Шуберта.
– После совместного исполнения «Патетической симфонии» Чайковского музыканты харбинского оркестра сказали: «Так наш оркестр ещё никогда не играл и не звучал». Что, несомненно, делает честь всем музыкантам Иркутского губернаторского симфонического оркестра, – отметил Лапиньш.
В Харбин выезжали музыканты Юрий Лень (альт), Ирина Касьянова (скрипка), Михаил Преображенский (фагот), Ана Лапиньш (контрабас), Данила Янковский (кларнет), Ганбаатар Гомбо (гобой), Хуяг Содо (валторна), Валерия Янковская (скрипка). По словам директора филармонии Рустама Мухамедьярова, встретили иркутян дружелюбно.
– Разместили в хорошей гостинице, в самом центре города, на так называемом Арбате. Это красивая историческая улица, где звучат русские песни – «Катюша», «Синий платочек», – рассказал он. – Выступали мы в филармоническом зале на 800 мест, достойное, уютное место. Илмар Артурович по приезду сразу запросил репетицию. Здесь надо отметить, что китайские музыканты привыкли работать по-другому – они репетируют в строго отведённое время, нет таких понятий, как остаться после обеда, репетировать до позднего вечера. Это всё больше присуще России. Вначале Илмар Артурович прослушал оркестр, а это полноценный, большой коллектив, оценил его возможности и уровень. В результате вместо трёх репетиций было семь. Благодаря такой усиленной работе концерты прозвучали на хорошем уровне.
Совместный концерт иркутских и харбинских музыкантов посетили губернатор, мэр, другие высокопоставленные лица и чиновники. Он записывался на диск.
Илмар Лапиньш раскрыл секрет хорошего звучания при слиянии двух коллективов:
– Во второй день мы разделили оркестр на три части. С духовиками работал кларнетист Данила Янковский, с контрабасами – концертмейстер группы контрабасов Ана Лапиньш, а струнников взял на себя я. И когда музыканты соединились уже в живом концерте, сразу был виден результат, разброс сил на репетиции дал свой эффект. И затем я уже с удовольствием наблюдал, как с каждым днём, как на дрожжах, рос уровень харбинских музыкантов, они вышли в иное качество. И уже после большого концерта наши духовики, игравшие соло, сказали: «Были какие-то моменты, когда нам казалось, что мы играем с иркутянами». Это очень большая похвала харбинскому оркестру. Также мне бы хотелось отметить, что Китай – страна с очень древней культурой. И в Китае много молодых музыкантов, которые не учились на Западе, но у них есть врождённое чувство прекрасного. Мы с удовольствием слушали исполнение первого флейтиста харбинского оркестра, это очень интересный музыкант, он играет на одном уровне с иркутянами.
В Китае было подписано соглашение о сотрудничестве между Иркутским губернаторским симфоническим оркестром и Харбинским симфоническим оркестром. Предмет соглашения: ежегодно (при наличии финансирования) будет осуществлять обмен музыкантами и дирижёрами. Кстати, с Берлинским симфоническим оркестром уже отработана эта схема сотрудничества: сейчас в Германии на стажировке находится иркутский концертмейстер Андрей Шевченко.
Понятно, что любому актёру, музыканту, дирижёру важна чужая публика, гастроли много дают в плане роста и энергетического заряда.
– Для артиста гастроли – это кислород, который действительно даёт возможность сравнить силы, показать себя, оценить, на каком уровне находится коллектив, – резюмирует Рустам Мухамедьяров. – Они нужны не для того, чтобы потешить самолюбие и съездить в командировку в ту или иную страну. Если музыкант говорит сам себе, что он уже всего достиг, это смерть и дальше идти некуда. А в творчестве дорога идей поистине бесконечна.
После гастролей в Харбине Иркутский губернаторский симфонический оркестр открыл концертный сезон в родном городе. Звучала музыка Россини, 15 симфония Шостаковича. В текущем сезоне планируются концерты еврейской, украинской и грузинской музыки, исполнение 13 симфонии Шостаковича на текст Евгения Евтушенко «Бабий Яр», а также другие музыкальные произведения.