издательская группа
Восточно-Сибирская правда

Сибирский Сан-Франциско

Сибирский энергетик» отправился на прогулку по Томску

  • Автор: Елена Постнова

На прошлой неделе Томск отметил свое 410-летие. Уже несколько лет старейший город Западной Сибири активно развивает туризм, благо здесь есть что показать: правительство области всеми силами старается сохранить исторический облик города. «Сибирский энергетик» прогулялся с главным специалистом департамента по культуре Томской области Павлом Рачковским и узнал, почему томичи называют свой город сибирскими Афинами, был ли секретный подземный ход под рекой Томь и какое отношение город имеет к французскому скульптору и художнику Анри Матиссу.

«С Томском следует знакомиться не из автобуса»

Наше небольшое путешествие по историческим уголкам Томска началось с проспекта Фрунзе. Томичи любят шутить: «Фрунзе до нас не доскакал, но Томск – город исторический, поэтому увековечить такую личность надо было». По проспекту Фрунзе можно напрямую выехать на центральную улицу Ленина. Из-за плохой погоды и внезапного снегопада часть экскурсии пришлось провести, сидя в автобусе, логистика для нас была особенно важна. Сегодня на проспекте новостроек немного, незаметна и реклама, несмотря на то что в старинных зданиях располагаются офисы крупнейших компаний страны. Павел Рачковский поясняет: на 400-летний юбилей город на восстановление старинных зданий получил в подарок меньше 6 млн рублей. Этой незначительной суммы хватило на реставрацию лишь двух небольших домов. Остальным историческим постройкам не оставалось ничего иного, как разрушаться. Тогда вопрос о сохранении исторического облика города правительство региона взяло под личный контроль. На охрану исторических зданий после этого удалось направить свыше 500 млн рублей. Теперь в Томске строго следят за тем, как арендаторы реставрируют старинные постройки, как их используют и не сильно ли завешивают фасады рекламой.

Проспект Фрунзе протянут практически через весь центр города, соединяет Советский и Кировский районы. На то, чтобы обойти все достопримечательности только на этом проспекте, можно потратить целый день. 

Как только мы подъезжаем к пересечению с улицей Крылова, наш гид обращает внимание на непримечательный розовый камень. Считается, что именно здесь располагалась одна из келий старца Фёдора Кузьмича, которым по одной из легенд был император Александр I. Его мощи в раке были помещены в Казанскую церковь томского Богородице-Алексеевского монастыря. 

«Дом с драконами» давно стал символом Томска. Именно его изображение размещают на сувенирах города

Наш гид Павел Рачковский сетует: с Томском следует знакомиться не из окна автобуса, а гуляя, заглядывая во дворы отреставрированных зданий. У каждого двора – своя легенда. Считается, что практически все дома богатых купцов были соединены между собой подземными переходами. На пересечении улиц Ленина и Учебной находится дом купца Егорина. Есть записи конца XIX века, в которых рассказывается, что Егорин на подписание договоров приглашал купцов в свой дом. После того как все документы подписывались, а Егорин получал деньги, кресло под партнёром неожиданно переворачивалось, и беднягу через несколько дней находили с пробитой головой в Томи. 

– Наш краевед Геннадий Бурматов встречался с бабулей, которая в девичестве работала у этого купца. Она подтвердила наличие подземных переходов. Их пока не нашли, так что хотите верьте, хотите нет. Другая дамочка, которая также была знакома с купцом Егориным, видимо, интересный мужчина был, рассказывала, что как-то скрывалась от чекистов в университетской роще в подземных складах. Пока такие переходы не нашли, но свидетельства довольно убедительные, – с улыбкой рассказывает Павел Рачковский.

Томск весь окутан легендами, понять, где заканчиваются свидетельства очевидцев и начинается выдумка наших современников, сложно. Горожане любят рассказывать загадочные истории про Татарскую слободу, сегодня это улица Татарская. Здесь находится усадьба купца второй гильдии Каримбая Аминовича Хамитова. Поговаривают, будто все дворовые постройки были соединены между собой подземными переходами, также имелся ход, который вёл к мечети на другой стороне улицы, где служил родной брат купцы Каримбая. Более того, дом купца Каримбая имел переход на другой берег Томи: есть свидетельства того времени, что даже во время ледохода купца видели то на одном берегу, то на другом.

– Вы, наверное, слышали, что нас называют сибирскими Афинами. Конечно, так называли и Барнаул, и Иркутск, но нас так назвал сам Луначарский. Когда Анатолий Васильевич в 1923 году был в Томске, у нас уже был открыт первый университет (в 1882 году), уже существовал наш любимый политех (1900 год) – первый технический университет за Уралом, действовали женские курсы. К тому времени, как мы стали «Сибирским Афинами», мы уже успели побывать сибирской Москвой, потому что у Томска был самый высокий товарооборот в Сибири. Мы успели побыть и сибирским Сан-Франциско, потому что мы пережили золотую лихорадку, – со смехом добавляет наш экскурсовод. 

Мы выезжаем с проспекта Фрунзе на улицу Красноармейскую, Павел Рачковский предлагает во время нашей экскурсии остановиться на одной теме – деревянный Томск.

«Городскую архитектуру нужно смотреть в Вологде и в Томске»

«Дом с жар-птицами» является памятником федерального значения, деревянных зданий такого уровня в Томске всего 12 штук

В Томске ежегодно проводится фестиваль топора. Несколько лет назад архитекторы начали бить в колокола: в городе дефицит мастеров по дереву, профессия потеряла престиж, стала забываться. Чтобы возродить интерес к деревянному зодчеству, в регионе решили проводить соревнования умельцев резьбы по дереву. Опыт удался, сегодня фестиваль топора популярен не только в Западной Сибири, на него приезжают мастера из Восточной Сибири, Урала и Дальнего Востока.

Сегодня в Томске сохранилось большое количество деревянных жилых домов XIX века. Примечательно, что после реконструкции в них не появляются магазины или кафе, как в Иркутске. В домах продолжают жить люди. Мы проезжаем деревянные постройки, во дворах стоят современные автомобили. Обращаем внимание на пластиковые окна в этих домах: пока томский архитектор ругается, убеждая оставлять деревянные с настоящим стеклом, иркутские гости отмечают, что в столице Восточной Сибири всё чаще при замене окон снимают красивые деревянные резные наличники.

– Поверьте, в Томске было не больше деревянных построек, чем в Барнауле, Тюмени, Красноярске, других крупных исторических городах. Но основная дорога пошла мимо нас, через Новосибирск, мы остались деревенькой: наши чудесные деревяшки не снесли в советское время. Потом пришло понимание, что такую красоту нужно сохранить. Особенно приятно, что оценили деревянное зодчество не только архитекторы. У академика Дмитрия Лихачёва есть прекрасная книга «Письма о добром и прекрасном», в которой он написал: «Городскую архитектуру нужно смотреть в Вологде и в Томске», – рассказывает Павел Рачковский. 

Тем временем мы подъезжаем к дому № 68 по улице Красноармейской. По этому адресу находится дом – настоящее произведение искусства, который давно стал символом Томска. Именно его изображение размещают на сувенирах города. Горожане его называют просто «Дом с драконами». Это жилой дом учителя Быстржицкого, построенный в 1917 году по проекту известного архитектора Викентия Оржешко. Контур здания усложнён, введена угловая башня, заканчивающаяся острым шатром, у дома высокая кровля. Щипцы фронтонов увенчаны стилизованными гребнями-коньками, которых томчане и называют драконами. 

– Интересно, что декор этого дома один в один похож на охотничий домик кайзера Германии Вильгельма Второго. Когда я норвежским коллегам подарил фотографию этого дома, они ответили, что этот дом – немного Швеция, Норвегия и Германия. В ответ показали фотографию охотничьего домика: рыбьи головы на наличниках томского дома с драконами совпадали с изображением домика кайзера Германии в Пруссии, – с гордостью рассказывает Рачковский и указывает на необычные элементы украшения дома. Сейчас в этом памятнике находится поликлиника профосмотров. 

По красоте с домом драконов соревнуется дом с жар-птицами, который находится практически напротив. Дом является памятником федерального значения, деревянных зданий такого уровня в Томске всего-то двенадцать. Дом с жар-птицами – это особняк купца третьей гильдии Леонтия Желябо. Усадьба состоит из четырёх зданий. Два дома, выходящие на Красноармейскую и на Герцена, – новоделы, построенные по программе МЖК «Старый Томск» в 80-е годы. Дом с жар-птицами является флигелем усадьбы и находится во внутреннем дворе. 

Уходим направо, поворачиваем на улицу Корташова. Справа открывается вид на голубой небольшой резной домик – усадьбу купца Голованова. В 1904 году на площади почти в один гектар в Верхней Елани под руководством польского архитектора Станислава Хомича появился дом купца Голованова, который томичи прозвали «дом с шатром». Не одно поколение историков архитектуры будет в последствии называть его шедевром. Сегодня здесь находится российско-немецкий центр. 

В Томске строго следят тем, как и где в центре паркуются автомобили, а тем более общественный транспорт, поэтому наш автобус не может остановиться возле дома с шатром, но экскурсовод успокаивает: здесь много подобных резных домов. В Томске большинство деревянных памятников двух-трёхэтажные, в отличие от одноэтажных иркутских. Чтобы не замерзнуть суровой сибирской зимой, мастера при постройке домов использовали различные энергосберегающие технологи. Так, окна на первом этаже всегда были намного меньше оконных проёмов на втором. Между этажами обязательно находился земляной утеплитель, поэтому расстояние между полом и потолком достигал одного метра.

– Обратите внимание на дом слева: такой резной, украшенный наличниками, балясничками, фронтончиками. Раньше в этом доме жила семья медиков, напомню, наш императорский государственный университет первые десять лет готовил только медиков. В Томск приехала семья Делекторских, тогда в 1920-х годах в Томске были эпидемии, многие умирали, вот и из семьи Делекторских выжила только маленькая дочь Лидия. Девочку тётка увезла в Харбин, там она окончила гимназию, в 1928 году приехала во Францию и в поисках работы пришла в мастерскую Анри Матисса. Вот в этом доме родилась муза Анри Матисса, он ей посвятил 300 работ, – рассказывает Рачковский.

В «Доме с шатром» сегодня находится российско-немецкий центр

Ещё при жизни Матисса Лидия Делекторская подарила России пять работ. Привозила экспозицию Делекторская и в Томск. 

Рачковский обращает внимание на дом напротив. Серый с чёрными деталями, он с грозным видом нависает над улицей. По словам нашего гида, специалисты немецкого университета в Карлсруэ увидели в этом доме четыре периода развития немецкой культуры. Строили дом поляки, в нём впервые была открыта частная музыкальная школа. 

В Томске много красивых отреставрированных исторических зданий. Помимо памятников деревянного зодчества есть и прекрасные каменные творения. Власти и общественность используют различные способы, чтобы сохра­нить исторический облик города. В центральной части Томска благодаря усилиям правительства удалось отреставрировать целую улицу, теперь это место томичи называют губернаторским кварталом. Для поддержания культурного и архитектурного наследия  в должном виде привлекают средства меценатов, благотворителей. Да и сами горожане, которые проживают в домах-памятниках, не переваливают ответственность за внешний вид зданий на других. Напротив, устраивают субботники и подкрашивают наличники, укрепляют мансарды, делают всё аккуратно и с любовью.

Читайте также

Подпишитесь на свежие новости

Мнение
Проекты и партнеры